Крушение самолета А320 нещадно добивает туристический бизнес в Египте. Расследование катастрофы А320 в Альпах — факты и версии Катастрофа а320 во франции

В ночь с 18 на 19 мая Airbus 320 египетской авиакомпании ЕgyрtAir, летевший из Парижа в Каир, потерпел крушение в Средиземном море. На борту было 66 человек, их судьба пока неизвестна. Лайф изучил статистику авиакатастроф самолётов этой марки и выяснил, что за 28 лет эксплуатации разбились десять A320: пять - во время полёта и пять - при заходе на посадку.

В полёте

26 июня 1988 года на авиашоу во Франции, проходившем на аэродромеМюлуз-Абсайм, разбился самолёт А320 авиакомпании Air France. Самолёт должен был выполнить показательный полёт на небольшой высоте, тем самым впервые представив широкой публике новую модель A320. Во время полёта самолёт оказался на критически низкой высоте и на глазах у сотен людей упал в лес в конце взлётной полосы.В результате катастрофы погибло 3 пассажира, ещё 50 получилитяжёлые ранения.

28 декабря 2014 года самолёт А320 индонезийской компании Indonesia AirAsia рухнул в Яванское море близ побережья острова Калимантан. На его борту находились 7 членов экипажа и 155 пассажиров, все погибли. Расследование выяснило, что при полёте на эшелоне самолёт столкнулся с неблагоприятными погодными условиями - грозой и сдвигом ветра. Аэродинамический подхват привёл к потере скорости и сваливанию самолёта в плоский штопор.

24 марта 2015 года самолёт Airbus 320 компании Germanwings врезался в гору на юге Франции. Авиакатастрофа произошла в департаменте Альпы Верхнего Прованса. На борту лайнера находилось 144 пассажира и шесть членов экипажа, никто из них не выжил. Расследование, основанное на аудиозаписи чёрного ящика, показало, что второй пилот сознательно спровоцировал крушение. Когда командир вышел из кабины, он заперся изнутри и начал снижение.

5 августа 2009 года во французском аэропорту Орли произошёл аварийный случай с аэробусом А320 испанской авиакомпании Vueling. Самолёт готовился к взлёту и должен был выполнить рейс в Аликанте. На борт поднялись 169 пассажиров. Возгорание двигателя во время взлёта привело к резкому торможению лайнера, люди начали в панике покидать салон. В образовавшейся давке получили увечья 6 пассажиров.

При посадке


14 февраля 1990 года п ри заходе на посадку в аэропорту индийского города Мадурая потерпел катастрофу Airbus 320 индийской авиакомпании Indian Airlines. Из 146 человек, находившихся на борту, 91 погиб, остальные получили тяжёлые ранения. Причиной катастрофы стала ошибка пилотов.

20 января 1992 года незадолго до приземления в аэропорту французского Страсбурга потерпел крушение Airbus 320 французской авиакомпании Enter Air. Из 96 человек, находившихся на борту, 87 погибли. Причиной происшествия стали действия экипажа, который неверно задал параметры автопилота.

23 августа 2000 года самолёт А320 бахрейнской авиакомпании Gulf Air упал в Персидский залив у берегов Бахрейна. Самолёт, следовавший из Каира в Манаму, рухнул в море при заходе на посадку. Все находившиеся на борту 135 пассажиров и восемь членов экипажа погибли.

В ночь со 2 на 3 мая 2006 года Airbus 320 авиакомпании "Армавиа", выполнявший рейс по маршруту "Ереван - Сочи", при заходе на посадку над Чёрным морем врезался в воду . Погибли 105 пассажиров и 8 членов экипажа. Причиной катастрофы были признаны ошибочные действия экипажа.

17 июля 2007 года в бразильском Сан-Паулу при заходе на посадку на влажную ВПП разбился Airbus 320 авиакомпании TAM Airlines, совершавший рейс по маршруту Порту-Алегри - Сан-Паулу. Он выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, врезался в склад ГСМ и загорелся. Все находящиеся на борту 199 человек погибли.

Airbus А320 — модель очень популярная. Такой самолет в мире взлетает или садится каждые две секунды. Учитывая массовость, катастрофы с ним случаются нечасто.

До сегодняшнего дня в небе было 4467 аэробусов А320. Сухая статистика — с ней не поспоришь: это самый покупаемый магистральный лайнер в мире. И один самых безопасных: за четверть века — всего восемь авиакатастроф. Теперь — девять. И, по странному совпадению, как минимум три — во Франции.

Первая — уже во время демонстрационного полета в 1988-м. Тогда 320-й аэробус — новая суперсовременная модель, только выходит на рынок. Через несколько месяцев после получения сертификата сразу три борта у концерна закупает стартовый заказчик — компания AirFrance. Устраивает показательные выступления на авиашоу в Мюлуз. Приветствуя собравшихся, командир под прицелами телекамер решил пройти на бреющем полете.

Что именно случилось — однозначно так и не ответили. По официальной версии, виноват пилот: он просто не учел особенностей работы нового самолета, слишком поздно перевел двигатели на повышенный режим работы и потому не смог набрать высоту. На борту было 136 человек. Каким-то чудом большинство выжили. Трое погибли, 98 получили тяжелейшие ранения.

Эта трагедия чуть не стоила компании-производителю репутации. Но опасный крен не стал смертельным: А320 быстро набирает обороты и становится на крыло. Разлетается по всему миру — от Индии до Бразилии, от Непала до Арабских Эмиратов. Но 20 января 1992 года экипаж снова не справился с управлением, и снова — во Франции.

Это был внутренний рейс Лион — Страсбург авиакомпании Air Inter. Борт уже готов был зайти на посадку, но неожиданно отклонился от курса и врезался в гору, не дотянув до места назначения всего 20 километров.

"Когда я пришел в себя, первое, что увидел — открытый огонь, прямо перед собой. У меня началась паника. Я сказал себе: ну все, я просто сгорю. Я побежал в хвост самолета — вернее, в ту часть, которая от него осталась. И там я увидел других выживших", — вспоминает пассажир рейса Лион — Страсбург Николас Скуриас.

Это — один из девяти выживших в этой авиакатастрофе. 87 человек погибли. На выяснение причин трагедии ушло полтора десятка лет. Сначала в непредумышленном убийстве обвиняли сотрудников авиакомпании: авиадиспетчера, менеджеров и представителя генерального директора. Но французская прокуратура так и не смогла доказать их вину. Решили, что все дело в совокупности факторов: и погодные условия плохие, и экипаж не справился. Но главное — бортовая система управления оказалась несовершенной. После случившегося ее решили срочно доработать.

"Мы выработали 45 рекомендаций, включая дополнительную подготовку экипажа при программировании автопилота. Кроме того, теперь один из пилотов должен иметь как минимум три тысячи часов налета. Мы решили, что эта цифра оптимальна", — рассказывает бывший пилот авиакомпании Air Inter Жерар Арну.

"Мы провели отдельные проверки, специальные тесты, чтобы выяснить, какая была температура горения на борту. Определили цифру в 260 градусов Цельсия. Мы повысили огнеупорность черных ящиков — чтобы они сохраняли информацию даже в экстремальных условиях", — объясняет еще один эксперт.

Любопытно, что долгие годы А320 собирали исключительно во Франции, в Тулузе. И только семь лет назад из-за повышенного спроса производство решили расширить, открыв филиал в Германии.

Именно тогда, в 2008-м, и именно немецкая авиакомпания XL Airways Germany закупила очередной борт А320, который 27 ноября того же года совершал тестовый полет и упал в Средиземное море. По очередному совпадению — у побережья Франции. На борту было семь человек, все погибли. Причина трагедии — плохое техническое обслуживание самолета: в датчики попала вода. На высоте она замерзла и вывела из строя сенсоры. Дезориентированные пилоты просто потеряли контроль над ситуацией.

"Бортовые компьютеры реагируют на те данные, которые в них вносятся. Но в этом случае оба датчика были заблокированы, а на основной пульт управления информация об этом не поступала вовсе. Пилот ничего не мог сделать", — говорит авиационный эксперт Джон Бош.

После этой катастрофы снова делают выводы и снова усовершенствуют бортовой компьютер. А320 по-прежнему остается одной из самых востребованных моделей на рынке. Не только по причине безопасности — дело еще и в сравнительно невысокой стоимости обслуживания для борта такого класса.

Разбившийся 24 марта в Альпах борт был одним из самых старых в парке авиакомпании. 1990-й год выпуска — это едва ли не старейшая модификация. Все предполетные проверки он прошел, судя по документам, никаких нареканий у специалистов не вызывал. Впрочем, если принять во внимание историю авиакатастроф именно этой модели, формальная техническая исправность далеко не всегда гарантирует безопасность полета.

Лайнер А320 потерпел крушение в Средиземном море. Самолет выполнял рейс из Парижа в Каир. В международном аэропорту египетской столицы его ожидали в три ночи по местному времени. Примерно в 280 км от египетского побережья самолет исчез с экранов радаров. В этой истории загадок меньше не становится, зато появляются все новые шокирующие подробности. Так, по данным Министерства обороны Греции, перед исчезновением лайнер сделал неожиданный резкий поворот – на 90 градусов влево, а затем на 360 градусов вправо.

После чего резко снизился на шесть с половиной тысяч метров. Это произошло сразу после того, как А320 вошел в воздушное пространство Египта. Есть и другая, еще более ошеломляющая деталь, которая может пролить свет на расследование. Друг одного из пилотов упавшего лайнера рассказал, что за несколько дней до полета экипаж стал получать угрозы от неизвестных. На борту лайнера якобы даже появилась надпись на арабском: следующая жертва – и номер рейса.

На борту находились граждане Египта, Ирака, Франции, Великобритании и Саудовской Аравии. Всего 66 человек, включая экипаж. Среди них – трое маленьких детей. С родными и близкими пассажиров сейчас работают психологи и сотрудники авиакомпании. Между тем, несмотря на то, что версия о теракте, произошедшем на борту самолета, еще официально не подтверждена, катастрофа еще больше ударила по туризму Египта. "Мы очень расстроены. Как вы знаете, в Шарм-Эль-Шейхе уже закрылись 80 % отелей, жизнь почти остановилась. Мы очень соболезнуем египтянам", – сказал путешественник Жан-Люк Леборн. Напомним, первый удар по туристическому бизнесу Египта пришелся после того, как стало известно, что российский самолет разбился на Синае в результате теракта – Россия приостановила авиасообщение с этой страной.

Потерпевший крушение самолет находился в эксплуатации почти 13 лет. Роковой рейс стал пятым за сутки, оба пилота – с большим летным опытом. На борту этого лайнера за все время произошла лишь одна внештатная ситуация. Почти три года назад во время рейса из Каира в Стамбул самолет вернулся в аэропорт вылета из-за перегрева одного из двигателей. На счету самой компании-авиаперевозчика как минимум семь инцидентов, включая несколько некрупных авиакатастроф. В конце марта этого года самолет Египетских авиалиний был угнан. Один из пассажиров угрожал взорвать самолет, если экипаж не возьмет курс на Кипр. Что касается сегодняшней трагедии, что ее расследованием будет заниматься международная комиссия, ее возгласит представитель Египта. К поисковой операции присоединились Франция и США.

Катастрофа авиалайнера Airbus A320-232 авиакомпании EgyptAir, остаётся в центре внимании мировых СМИ. Спустя почти неделю после трагедии власти Египта и Франции, а также привлечённые к расследованию структуры не могут дать ответа на вопрос, что случилось с самолётом, или хотя бы ограничить круг возможных версий.

На сегодняшний день известно, что рейс MS804 Париж - Каир, на борту которого находились 56 пассажиров, 7 членов экипажа и 3 сотрудника службы безопасности, рухнул в воду примерно в 290 километрах к северу от египетского города Александрия.

Корабли, задействованные в поиске, обнаружили на поверхности воды деформированные части фюзеляжа, спасательные жилеты и личные вещи пассажиров.

Спустя четыре дня после катастрофы президент Египта Абдель Фатах аль-Сиси предостерёг от поспешных выводов: «Все сценарии остаются открытыми, ничего не доказано».

В деле о катастрофе рейса MS804 в настоящее время очень много разного рода сообщений, которые затем опровергаются, в результате чего очень сложно создать целостную картину. Ситуацию может прояснить подъём «чёрных ящиков», в том случае если они не были сильно повреждены.

Существует несколько основных версий случившегося, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на несколько вариантов.

Версия первая. Технические неполадки

По некоторым сведениям, за 7 минут до потери связи с самолётом было получено несколько автоматических сообщений с ACARS (адресно-отчётная система авиационной связи), сигнализирующих о множестве проблем на борту, включая возможный пожар в туалете и главном отсеке электроники.

Кроме того, министр обороны Греции Паннос Камменос заявил, что перед тем, как исчезнуть с экрана греческого военного радара, самолёт сделал поворот на 90° влево, а затем разворот на 360° вправо до того, как он снизился до высоты 4500 метров, а затем и до 3000 метров, после чего исчез с экранов радаров.

Теоретически, данные манёвры самолёта вкупе с сигналами автоматики о неполадках могут свидетельствовать об отказе техники, сопровождавшемся пожаром на борту. Экипаж в таком случае мог начать экстренное снижение, стремясь произвести посадку как можно быстрее.

Против этой версии говорит то обстоятельство, что лётчики так и не связались с диспетчерами, не сообщили о каких-либо проблемах и не запросили экстренную посадку.

Версия вторая. Нападение в воздухе

Источник Agence France Presse, близкий к расследованию, высказал предположение, что гибель самолёта могла произойти «в результате действий людей». Имеется в виду не ошибка экипажа, а вмешательство третьих лиц, то есть захват самолёта.

Примером этого могут служить теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Кроме того, выполнявший рейс из Александрии в Каир, и, угрожая взорвать муляж «пояса смертника», посадил самолёт в Ларнаке. Захватчик оказался не террористом, а неадекватным гражданином, однако сама возможность захвата выглядит вполне реальной.

Это могло бы объяснить и то, что сигналы о неполадках пришли из района пилотской кабины, и то, что экипаж не связался с землёй — им могли просто не дать этого сделать.

Против этой версии говорит присутствие на борту трёх сотрудников египетской службы безопасности, которые должны были помешать действиям террористов. Это как минимум не должно было сделать катастрофическое развитие событий настолько стремительным.

Версия третья. Ошибка экипажа

Крушения в результате неправильных действий пилотов случаются нередко, и поэтому данная версия фигурирует в числе основных.

Тем не менее в данном случае эта версия не выглядит убедительной. Рейс MS804 выполнял опытный экипаж, командир воздушного судна 36-летний Мохаммед Саид Шокейр проработал в авиакомпании EgyptAir 12 лет. Полёт проходил по не самому сложному маршруту, практически в идеальных погодных условиях. За то время, пока экипаж был на связи, лётчики не сообщали о возникновении у них каких бы то ни было трудностей.

Версия четвёртая. Взрыв на борту

Египетские власти говорят об этой версии крайне неохотно, однако пока она фигурирует в качестве наиболее вероятной.

24 мая агентство Associated Press со ссылкой на экспертов-криминалистов сообщило, что анализ останков погибших при катастрофе . В частности, один из экспертов следственной группы, лично принимавший участие в осмотре останков, сообщил, что доставленные в Каир фрагменты тел были «настолько мелкими, что среди них нет даже ни одной целой части тела, например руки или головы. Логичным объяснением служит то, что это был взрыв».

Позднее официальные лица Египта . Как сообщается, на обнаруженных в настоящее время обломках не обнаружено каких бы то ни было следов взрывчатых веществ.

Тем не менее эксперты согласны с тем, что взрыв на борту логичнее всего объясняет стремительное развитие катастрофической ситуации и отсутствие попыток экипажа выйти на связь с землёй. При этом взрыв мог быть произведён как террористом-смертником, так и при помощи заранее заложенного взрывного устройства.

Обломки Airbus A320. Фото: Reuters

31 октября 2015 года в результате взрыва на борту российской компании «Когалымавиа», выполнявший рейс по маршруту Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Все находившиеся на его борту 224 человека погибли.

16 ноября глава ФСБ РФ Александр Бортников — сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. Это стало понятно после того, как на обломках самолёта и вещах пассажиров были обнаружены следы взрывчатого вещества, изготовленного не в России. Ответственность за теракт взяла на себя запрещённая на территории РФ по решению суда группировка ИГИЛ. Власти Египта не подтверждали версию о теракте вплоть до февраля 2016 года, когда президент страны Абдель Фатах аль-Сиси .

Самолёт А-320 немецкой низкобюждетной авиакомпании GermanWings вылетел 24 марта из Барселоны. На борту 150 человек, посадка должна была состояться в Дюссельдорфе. Однако рейс трагически оборвался во Французских Альпах.

Через 40 минут с момента взлёта самолёт находился на крейсерском эшелоне 380 (что соответствует примерно 11 600 метров). Затем самолёт начал несанкционированное с диспетчерами снижение со скоростью примерно 18 м/с и через 8 минут врезался в гору. Во время снижения экипаж лайнера на связь с диспетчерами не выходил.

Диспетчер, заметив неразрешённый спуск, пытался вызвать экипаж, а затем объявил тревогу. В воздух был поднят истребитель, но к тому времени А-320, не меняя курса, уже исчез с экранов радара.

Обломки лайнера были обнаружены в гористой местности возле городка Барселонетт. Все 150 человек считаются погибшими.

Представитель авиакомпании охарактеризовал катастрофу как «необъяснимую». Но имеющаяся в свободном доступе информация уже многое может объяснить.

Итак, что это было? С первых же минут журналисты начали озвучивать многочисленные версии: отказ двигателей, разгерметизация самолёта, взрыв на борту, захват самолёта, отравление пилотов, отказ абсолютно всего оборудования.

Какие из этих версий отметаются сразу? Отказ двигателей, взрыв на борту, отказ абсолютно всего и разгерметизация.

Во всех этих случаях экипаж смог бы выйти на связь, либо (в случае ужасного взрыва) – падение самолёта не было бы таким плавным, без резких изменений по курсу и высоте.

При отказе даже всех двигателей (при нахождении самолёта на эшелоне) есть достаточно времени для связи с диспетчерами и множество возможностей для совершения трудной, но безаварийной посадки.

Отказ абсолютно всего! Это из области фантастики, но даже в таком случае на борту имеется аварийная радиостанция, а пилоты могут управлять самолётом в ручном режиме. Ну, а если откажет действительно всё – падение опять же не будет таким плавным и целенаправленным.

Отравление пилотов. Хорошо, их отравили – но кто тогда перевёл самолёт в снижение? Террористы? Но они хотя бы могли что-то прокричать в эфир? Чтобы обозначить свои намерения?

Разгерметизация, пожар на борту. У экипажа есть 15 секунд, чтобы надеть кислородные маски. Потом они потеряют сознание. Не успели надеть, потеряли сознание мгновенно? Опять же – кто перевёл самолёт в снижение? Автопилот на данном этапе вмешиваться был не должен. Кроме того, уже были случаи с потерей сознания экипажем. Самолёт продолжал лететь на заданной высоте и курсе до полной выработки топлива.

Захват экипажа? Столь молниеносный, что экипаж не смог передать на землю сигнал бедствия? Не убедительно.

Но что же тогда случилось? Действительно ли катастрофа останется необъяснимой? К счастью для потенциальных пассажиров – нет. Разгадка уже имеется. Хотя оптимизма при покупке авиабилета она вряд ли прибавит.

По информации Французского бюро расследования авиакатастроф – до момента столкновения с землёй самолёт управлялся автопилотом. Это значит, что незапланированное снижение в компьютер ввёл кто-то из членов экипажа. И введённые данные предусматривали конечную точку полёта – Альпийские горы.

Газета «Нью Йорк Таймс» опубликовала разгадку катастрофы. Минут за 15 до трагедии один из пилотов покинул кабину. Вернуться на своё место он уже не смог – дверной замок был заблокирован изнутри. На аудиозаписи слышно, как пилот стучится в дверь. Сначала стуки негромкие. Затем сильнее. Потом ещё сильнее. Пилот просит своего напарника открыть дверь, но в ответ – тишина. В течение последних минут на записи слышны попытки взлома двери кабины. Увы – дверь кабины бронированная.

А в это время находившийся в своём кресле пилот вводит новые данные в автопилот. Самолёт начинает снижение. Отсчёт последних восьми минут жизни 150 человек начинается…

Кабинный замок электронный. Экипаж может покинуть кабину, громко хлопнув за собой дверью. Войти обратно можно только после набора кодовой комбинации (как на панели домофона). В кабине современных самолётов имеется видеокамера, на ней видно стоящего у двери. У экипажа есть несколько секунд на размышление – пускать или нет. Если субъект подозрительный – замок блокируется и террорист не пройдёт. Кроме того изнутри есть обычный механический замок. Передвинул защёлку – и кабина становится бронебункером.

Что же означают такие странные действия одного из пилотов? Теракт? Или желание уйти из жизни «красиво»? Заплатив при этом за «красоту» ста пятьюдесятью жертвами?
Возможно, и эта тайна когда-нибудь будет раскрыта.

А так называемая «загадочная» пропажа малазийского Боинга 777 более года назад? Не из той же серии? Авиационных самоубийц? Или убийц? Исчезнуть Боинг мог в глубинах океана, куда его плавненько направил один из членов экипажа. И никаких обломков, никаких керосиновых пятен! Лежит себе «АвиаТитаник» целёхоньким на дне, став саркофагом для сотен людей. Может и его когда-нибудь обнаружат. Лет этак через сто!

Увы, но наш мир всё больше становится «перевёрнутым», а жизнь всё более опасной. Дожить до старости и умереть в своей постели всё труднее. Но жить всё равно нужно! И летать нужно! Страшно, но со страхами нужно бороться.

Удачи читателям в воздухе, на земле и на воде!

Рецензии

Хочу поблагодарить Дмитрия за его статьи, посвященные авиационным происшествиям. Их (статьи) отличает глубокий анализ возможного развития ситуации. Оцениваю все с профессиональной точки зрения: много лет отдал гражданской авиации, последняя должность - КВС. Хотелось бы узнать мнение Дмитрия о казанской катастрофе. Дело в том, что не верю в официальную версию. Мало того, что знал КВС Салихова лично, так еще и видел его технику пилотирования. Мое мнение: трагедия эта случилась совсем не по вине экипажа. Полагаю, имела место техническая неисправность. Достаточно вспомнить проблемы с этим типом ВС, возникшие в начальный период его эксплуатации. В связи с этим у меня такой вопрос: где, в каких странах эксплуатировался "казанский" борт до того, как начал выполнять перевозки в Татарстане? Дорабатывалась система управления в соответствии с бюллетенем? Ведь катастрофы в начальный период эксплуатации данного типа как раз и были связаны с механическим дефектом системы управления. Буду благодарен Дмитрию, если он сочтет нужным высказать свое мнение. Оно меня (да и не только меня)больше устроит, чем выводы МАК.

Михаил, этот самолет где только не эксплуатировался!
В Уганде, Бразилии, Румынии, Болгарии... Согласно выводам МАК все
доработки были выполнены, техобслуживание выполнялось в срок, претензий
к технике не было.
Дело в том, что даже действующие КВС на подобных Боингах склоняются к версии
ошибки экипажа.
Много перетолков было в связи с нахождением на борту сына президента
Татарстана и звездного генерала из ФСБ. Появлялись свидетели, заявляющие
о нахождении в кабине посторонних. Терялись и находились аварийные носители. Но все официально опровергалось.
Что на это можно сказать? Пусть земля будет пухом всем погибшим!
С уважением!