Изображения на стенах пещер. Наскальные рельефы в Тануме. Швеция. Археологический объект Аль-Хиджр. Саудовская Аравия

Современный человек окружен невероятным количеством художественных образов. Куда мы не обратим свой взор – все изобилует картинами, орнаментами, фотографиями, начиная с самого простого быта и заканчивая творениями искусства.

На протяжении всей истории человек стремился к передачи внутреннего или внешнего через образ. «Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им.» Альбрехт Дюрер

Физиологически наши глаза подвергаются переключению, когда мы скользим во тьму. В ярком свете глаза в первую очередь полагаются на чувствительные к цвету клетки в наших сетчатах, называемых конусами, но при слабом освещении конусы не имеют достаточного количества фотонов для работы, а клетки, которые чувствуют черно-белые градиенты, называемые стержнями, захватывают. Вот почему при слабом освещении цвета исчезают, тени становятся сложнее отличать от реальных объектов, а мягкие границы между вещами исчезают.

Конечным результатом для ранних людей, которые рассматривали картины пещерного огня, могло быть то, что олень с несколькими головами, например, напоминал одиночного, оживляемого зверя. Несколько довольно сложных художественных приемов усиливают это впечатление.

Художественная культура человечества начинает свой отсчет с незапамятных времен – самого палеолита. Всем известна древнейшая наскальная живопись . Именно в палеолите (2,5 млн-10 000 лет до н.э.) зарождается искусство как таковое.

Время, когда земледелия еще не существовало, а Землю населяли вымершие виды животных, во времена каменного века, когда первобытный человек занимался собирательством и охотой с помощью примитивного оружия.

Один найден за пределами Зала Быков, где пещера сужается в длинный проход под названием Ней.


На правой стене Нева ранний художник использовал древесный уголь, чтобы нарисовать ряд из пяти голов оленей. Изображения почти идентичны, но каждый из них расположен под другим углом. Просматривая по одному с небольшим кругом света, движущимся справа налево, изображения, похоже, иллюстрируют одиночный олень, поднимающий и опускающий голову, как в короткой анимации флипбука.

Марк Азема, палеолитический исследователь и кинорежиссер из Университета Тулузы во Франции, изучил десятки примеров древних образов, которые должны были подразумевать движение, и нашел две основные техники, которые использовали для этого палеолитические художники. Первое - сопоставление последовательных изображений - техника, используемая для головы оленя, а вторая называется наложением. Вместо того, чтобы появляться последовательно, вариации изображения складываются друг над другом в наложении, чтобы дать ощущение движения.

Уже тогда у человека появилась необходимость художественной передачи простых образов.

Наскальные изображения

Древние наскальные изображения высеченные на камне называются петроглифами .

Эти рисунки, различающиеся по манере исполнения располагались в пещерах, где жили люди палеолита, иногда в малодоступных местах.

Наложение можно увидеть в пещерах по всей Франции и Испании, но некоторые из самых старых примеров - из пещеры Шове в французском регионе Ардеш. Сгоревшая древесина и угольные полосы вдоль стен Чаувета показывают, что в пещере горели костры и сосновые факелы.

Одним из самых обширных изображений в пещере является «Гранд Панно», большая панель, на которой изображены львы, носороги, зубры, лошади и шерстистый мамонт. Азема объясняет, что группа может относить два отдельных рассказа о львах, преследующих жертву. Рядом с центром панели находится древесный уголь носорога, который, кажется, имеет семь или восемь рогов, а также несколько спинок. Носороги выглядят так, как будто они сложены друг на друга, но Азема дразнит каждую часть изображения, чтобы показать, что на самом деле это может быть один носорог в разных местах.

Наскальный рисунок выполнялся на камне с помощью грубого режущего инструмента, чему свидетельствуют каменные резцы, найденные на стоянках первобытных людей.

Часто использовались минеральные красители, которые наносились вторым слоем, они приготавливались из окиси марганца, угля, каолита и давали цветовые вариации от охры до черного. «Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих» Предполагается, что значение наскальных рисунков было ритуальным, но споры на эту тему ведутся и поныне. Изображались в основном животные, в том числе те, которые уже вымерли. Образ человека встречается намного реже и относится к более позднему периоду.

В этом наложении, говорит он, носорог поднимает и опускает свой рог. Азема относится к этим изображениям как к началу кино, потому что они изображают как повествование, так и движение.


Нам разрешалось оставаться около 20 минут, что было достаточно времени, чтобы увидеть все изображения, за исключением нескольких, которые труднодоступны. Сохраняя художественные работы, была постоянная битва.

Один тип черной плесени даже, кажется, питается светом, который люди приносят в пещеру. Глядя на искусство, казалось, что он читает частично переведенный язык. Палеолитическое искусство, возможно, было духовными молитвами за успешную охоту - или, может быть, они связаны с конкретными событиями - временем, когда гордость львов охотилась на крупного носорога. Или, возможно, это было похоже на современное искусство и выполняло множество ролей, которые нелегко вставлять в категории. Хотя изображения были в основном животными, то, что искусство передало мне, было человечеством.

Для наскальных рисунков характерно отсутствие пропорций, простая примитивная техника изображения, иногда просматривается примитивный сюжет охоты, нередко рисунки первобытных людей передавили движение.

Наскальная живопись распространена по всему миру. Самые яркие ее примеры находятся в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, Алжире.

Изображения были попыткой выразить реакцию на динамическую среду. Зак Зорих - независимый научный журналист и редактор-редактор журнала «Археология». Это лишь некоторые из сказочных и загадочных европейских пещерных картин, обнаруженных до сих пор. Но, по словам двух ученых, работающих в Южной Африке, этот взгляд на древних художников совершенно ошибочен. Они считают, что картины являются свидетельством сложного и современного общества.

Исследователи считают, что они могут доказать, что пещерные художники были такими же, как мы. Этцель Кардена работает с американцами, особенно восприимчивыми к гипнозу. Он обнаружил, что все эти люди сообщают о тех же чувствах и визуальных галлюцинациях, которые отражают опыт тех, кто участвует в шаманских и других религиях.

История первого найденного наскального рисунка

«После работ в Альтамире все искусство пошло на спад.» Пабло Пикассо

Наскальные рисунки бережно были сокрыты в многочисленных пещерах не в одном месте, а по всему миру. Впервые они обратили на себя внимание общественности лишь 120 лет назад.

Он полагает, что это означает, что наши умы все одинаковы, и мы разделяем одни и те же переживания в измененных состояниях сознания. Художники не ест животных, которых они нарисовали. Его команда работает с больными инсультом и мигренью, отображая области мозга, ответственные за зрительную галлюцинацию.

Мы обнаружили неврологическую связь с прошлым, внутри наших собственных голов. Каждый ученый вносит значительный вклад в наши знания, но вместе их работа сильнее. Южноафриканские археологи не подозревали, что есть психологи и неврологи, чья работа может поддержать свои собственные гипотезы.

Почему это случилось относительно недавно, несмотря на то, что они, наверняка были неоднократно найдены ранее? Судя по всему, их простота выполнения, зачастую похожая на детские рисунки, просто была непримечательна.

В ХIХ-ХХ веках происходит систематизация и осмысление всего художественного наследия нашей планеты. В середине ХIХ века не было известно искусства древнее египетского или кельтского.

Эксперты в доисторической диете и образе жизни могут также узнать, что обнаружили другие исследователи. Их собственная работа убедительно показала, что пещерные художники не ели животных, которые они рисовали. Другими словами, пещерное искусство не является иллюстрированным меню или охотничьим списком желаний.

Наши современные умы - это то, что позволяет нам воображать другие миры и общаться об абстрактных понятиях. Наши современные умы позволяют нам задаться вопросом, кто мы и откуда мы пришли, и действительно позволяем нам быть учеными, священниками и шаманами.

Предполагалось существование каких-либо древнейших зачаточных форм искусства, но считалось, что они должны были бы быть крайне примитивны. Наверное, поэтому потребовалось полвека, чтобы признать и осмыслить уже найденные, весьма содержательные и многоплановые наскальные рисунки .

Марселино де Саутуола считается первооткрывателем наскальной живописи. Он исследовал пещеры, которые располагались в местности, где жил начиная с 1875 года. В 1879 году, исследуя пещеру Альтамира, его девятилетняя дочь обнаружила удивительные рисунки, которые впоследствии назвали “Сикстинской капеллой первобытного искусства” пещеры Альтамира.

Ученые и археологи рассказывают свои истории об открытии и откровении и ведут нас к местам, которые мы никогда не увидим. Мы посещаем их частные раскопки, лаборатории и пещеры, чтобы отследить ответы на эти неуловимые и универсальные вопросы: кто мы и откуда мы пришли?

Клэр Имбер была исследователем серии. Конечно, наиболее концентрированный набор сайтов, а также среди лучших пещерных искусств во Франции находится в Дордонь. И многие из них открыты для публики - достаточно, с различными музеями и другими интересными достопримечательностями в этом районе, чтобы посетители могли заняться неделю или больше.

Марселино де Саутуола потребовался целый год, чтобы осмелиться сделать общественное заявление. Он волновался не зря, поскольку его заявление вызвало невероятную бурю волнений в научных кругах.

Потребовалось много времени и открытий, чтобы признать подлинность наскальных рисунков Альтамира. По прошествии времени и многочисленных подобных находок эксперты были вынуждены признать правоту Марселио, он, к сожалению, не дожил до этих дней.

В самом городе есть не только множество сайтов и музеев, но и другие находятся в пределах легкой досягаемости. Для тех, кто хочет исследовать археологию этого района, прочитайте мой, с многочисленными советами и предложениями о том, где остановиться и поесть, как туда добраться и что делать.

Хорошее место для начала, как только вы окажетесь в долине Везер. Для тех, кто находится в отпуске с семьей в долине Везер, прочитайте «Путешествие по археологии». Это потому, что это лучшие доисторические картины, все еще доступные для публики во Франции.

Древнее древнейшего – творения неандертальцев

Испанская пещера Нерха с найденными в ней наскальными рисунками может произвести переворот в представлениях о неандертальцах. Эти пещеры были открыты в 1959 году мальчиками, охотившимися на летучих мышей. Раскопки в этих пещерах продолжаются и по сей день.

Именно в Нерхе были обнаружены наскальные рисунки странной спиралевидной формы, напоминающие строение ДНК. Ученые утверждают, что подобный вид имели ластоногие, которыми питались жители того времени.
«Искусство прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком велико и важно.» М. Горький Уголь найденный на изображениях исследовался радиоуглеродным методом, который определил приблизительный возраст рисунков. Их возраст ошеломил всех – оказалось, что рисункам насчитывается около 43 тысяч лет. Это на 13 тысяч лет старше, чем рисунки пещеры Шовы, Франция, которые до сих пор считались самыми древними.

Посещение украшенных пещер в лоте

Получение билетов требует немного планирования - прочитайте мой. В лот-департаменте региона Миди-Пиренеи есть несколько впечатляющих пещер известняка. И многие из них открыты для публики как геологические достопримечательности. Три из этих пещер с искусством «Ледникового периода» открыты для публики - и так же интересны для их геологии, как и доисторические картины пещер.

Последние два являются одними из самых важных пещер в Палеолитической Европе, и археологические исследования, выполненные по изображениям в этих двух пещерах, сделали многое для того, чтобы продвинуть понимание пещерного искусства в Европе. Эти три пещеры в Лоте не так уж далеки от долины Везера, всего в нескольких часах езды. Легко достичь лучших мест в обеих областях. Три пещеры Лот расположены не так близко, как некоторые из лучших пещер в Дордонь. Однако при тщательном планировании можно увидеть все три за один день, если это необходимо.

На данный момент официальных заявлений о пещере Нерха не было, поскольку они могут оказать большое влияние на представления о развитии человека, наскальные рисунки нуждаются в многочисленных исследованиях и подтверждениях.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

13 октября 2014, 13:31


Посещение украшенных пещер в Пиренеях

Величественные Пиренеи также имеют значительную концентрацию украшенных пещер. К сожалению, по соображениям сохранения не так много из них открыты для общественности. Но те, которые доступны для общественности, являются исключительными примерами доисторического пещерного искусства во Франции и не должны быть упущены. Рядом с этими пещерами находится парк доисторического искусства Пиренеев, и здесь посетители найдут отличные факсимиле окрашенных панелей из некоторых пещер в районе, которые не открыты для публики.

Наскальные изображения каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге - их разделяло громадное расстояние и время. Однако сходство в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Список сайтов пещерного искусства по всей Франции открыт для публики

Ниже приведен каталог всех украшенных пещер во Франции, которые люди могут посетить. Некоторые из них принадлежат государству и управляются им, другие находятся в частной собственности. Когда они открыты в течение года, стоимость билетов, объектов на каждом участке и других факторов варьируется от пещеры до пещеры.

Сегодня сайт закрыт для публики. Факсимиле панели можно увидеть в инновационном центре интерпретации в деревне. Некоторые из оригинальных резных блоков известняка, которые были удалены из пещеры, теперь можно увидеть в Национальной археологической музее недалеко от Парижа. Это большая пещера, которая была посещена на протяжении многих веков и особенно хорошо известна благодаря геологическим свойствам известняка. Большинство картин - изображения мамонтов.


Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше). Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Бара Бахау

Другая пещера имеет выгравированные изображения, но они считаются слишком трудными для посетителей, чтобы они могли получить без потенциального ущерба. Расположенная глубоко в пещере на наклонной, мягкой стене известняка представляет собой ряд выгравированных животных и геометрических узоров, включая лошадей, зубров, медведей и оленей. До того как пещера была занята палеолитическими общинами, медведи спячки в пещере и поцарапали стены когтями. Как и в других пещерах, художники использовали некоторые из этих царапин.

Оригинальные доисторические мелкорезанные изображения трудно увидеть. Они намеревались использовать пещеру в качестве ангара самолета. Эта деятельность уничтожила множество археологических отложений в пещере. Пещера Бернифала находится так же близко к «первозданному», как большинство людей когда-либо собираются получить, когда дело доходит до изучения искусства палеолита во Франции. Электрическое освещение или дорожки не установлены, так как в большинстве пещер открыты для публики. Пещера находится в частной собственности, а освещение предоставляется гидом в форме факелов.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:

Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:


Это наскальное изображение датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:


В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет - он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.

Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:


Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:


Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:


Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:




Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.


Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:


Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:





"Скала-газета" там же, в Юте:


"Пришелец", Аризона, США:


Калифорния, США:


Изображение "пришельца". Калбак-Таш, Алтай, Россия:

"Человек-солнце" из Каракольской долины, Алтай:

Ещё один из множества петроглифов итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:

Древние наскальные рисунки в Нигере:


Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов - Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:


Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:


Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:


Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:


Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:



Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:


Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):


Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один):

Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения "древних астронавтов":

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа - качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:



Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты.


Наскальные рисунки пещеры Сан-Антонио, Техас, США.


Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.

Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.


Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.


НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия


Петроглифы Онежского озера изображают космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того - телевизор.


Наскальный рисунок, Аризона, США


Петроглифы Панамы


Калифорния, США


Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова


Древние изображения мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.


Наскальный рисунок, Штат Невада, США


Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:

Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь - не кажется ли вам, что это загадочные виманы - летающие колесницы из древнеиндийских мифов?