Японская деревня Айнокура. Долина пряничных домиков. Японская русская деревня Японские деревушки

Я бы могла весь месяц в Японии просидеть на одном месте, и остаться такой же довольной. Но я решила: если уж путешествовать, то надо спланировать все так, чтобы поездка была наиболее разнообразной. Поэтому в моем маршруте и оказалась Такаяма: во-первых, это горы, во-вторых, это дома Гассно. Из Такаямы можно было съездить еще в несколько мест, например, в знаменитую деревню Ширакаваго и на самую большую в мире канатную дорогу, но автобусные маршруты оказались освежающе дорогими. Я, конечно, была в курсе японских цен на поезда, они пугают, но есть способы экономить, а способов экономить на автобусах нет никаких. Билет туда и обратно на маршрут, который длится всего-лишь час, стоит 5000 йен. Ради канатной дороги, а точнее ради вида, с нее открывающегося, я бы заплатила столько плюс примерно столько за билеты на саму дорогу, но она была закрыта на ежегодный техосмотр ровно те 5 дней, которые я была в Такаяме, буквально день в день.

Поэтому пришлось довольствоваться прогулками по самой Такаяме и локальной деревушкой Гассно, точнее музеем, который сделали по ее мотивам, собрав на одной территории все старые дома. Название «гассно» происходит от слова, обозначающего сложенные в молитве руки. Т.е. по-непальски можно сказать, что это деревня Намастэ =) Причины выбора такой формы не религиозные, просто в этом регионе Японии зимой выпадает очень много снега.

Все эти дома были построены в период Эдо, а это значит, что им может быть от 400 до 150 лет. Ого! Что-то, конечно, раставрировалось, но всеравно сложно поверить в то, что простое дерево могло простоять столько.

Весна, сосульки на крыше.

Каждый дом принадлежал какой-то семье, и так по имени и называется. Можно побродить внутри и побывать в разных комнатах.

Там в основном очень темно, а у меня камера без вспышки, поэтому только одна фотография.

Можно бродить среди деревьев и чувствовать себя в древней Японии. Я еще дополнительно ловлю флешбеки Индонезии и батакских домиков на озере Тоба . Все эти горы я ездила по Юго-Восточной Азии и собирала в своем уме коллекцию того, что мне в каждой стране больше всего нравится. А потом приехала в Японию и все это здесь нашла. Даже усовершенствованные для зимы мои любимые домики! И озеро здесь тоже есть, правда маленькое.

Чистая правда про много снега. На улице середина апреля, а до сих пор сколько!

Соломенные крыши.

И снова сосульки на крышах.

Как же здесь красиво!

Структура японской деревни полностью сохранена. Есть и храм на самом верху, и старые статуи Будд в передничках.

И другие религиозные сооружения.

Есть огороды.

Сарай для дров.

Мельница.

А на углях поспевает чугунный чайник.

Если бы не отсутствие людей, музейные экспозиции и таблички на каждом углу, можно было бы и правда вообразить, что попал в далекое прошлое.

Сфотографироваться в одежде около телеги можно, причем бесплатно, а вот побродить в костюме по деревне, наверно, уже нельзя.

Музей кукол. Этих кукол выставляли у входа в дома, в которых были дети-девочки, для того, чтобы они хорошо росли и были здоровы. Кукла должна была быть не одна, а целый набор. Кукол для этого музея подарили местные жители.

Внезапный ретро-хайтек. Что-то сувенирное для туристов.

Сегодня я вас совсем завалю красотой, т.к. сразу после деревни я еще поднялась на вершину горы. По аккуратным ступенькам.

Ладно, не буду преувеличивать. И по дороге, заваленной снегом пришлось пробираться, и по лесной тропе.

Но в самых опасных и сложных местах там всеравно были и ступеньки, и перила. Это японская забота о ближнем и любовь к деталям.

Красиво. И скамеечка, чтобы полюбоваться этой красотой есть.

Как-то так.

Или без лишних объектов в кадре.

Можно было бы еще погулять по разным маленьким трекам, чтобы попасть еще в несколько храмов, но снежные завалы на дороге и тотальная пустота вызвали во мне определенные сомнения. Да и кеды мои уже промокли, не смотря на всю японскую заботу о ближнем.

Вот бы вернуться сюда с хорошей обувью, велосипедом и кучей времени, чтобы хорошенько побродить и поездить. Горы в Японии — не хуже Гималаев.

Принято считать, что Япония - богатейшая страна победившего хайтека и вся жизнь японца состоит из крутых гаджетов, эротических комиксов и мультиков-аниме. Мне представилась возможность провести сутки в традиционном японском доме в глухой (по местным меркам) деревне в 50км от города Осака. Вокруг рисовые поля, лесистые холмы, крестьянские домики и электричка, курсирующая каждые 15 минут. В таких местах жизнь словно замерла в семидесятых годах: молодежь не хочет жить в деревне и переезжает в город, а старики постепенно умирают. Сельское хозяйство давно стало убыточным на фоне бурно развивающейся наукоёмкой индустрии, пройдет пара десятилетий и то, о чем я расскажу дальше превратится в достояние истории. Итак, слушайте и смотрите как живут простые японцы в обычной деревне -

Станция расположена примерно в километре от дома наших знакомых, куда я держу путь. В детстве, когда у моего дедушки был сад под Свердловском, я также еще пацаненком топал от электрички до дома. Разве что в советской деревне не знали что такое асфальт и канализация, а тут все цивильно -

В массе своей добротные сельские дома -

Был замечен маленький ядовитый монстр размером с ладонь, под названием фаланга -

Обратите внимание на пожарный люк -

Дом наших знакомых японцев и неожиданный телескоп на входе -

Знаете, что означают эти флажки с карпами на входе? В Японии есть праздник, День мальчиков, в честь этого вывешивают флажки в каждом доме, где есть мальчики. Идея такая, что карп сильный и умеет плыть против течения, любой ценой добиваясь поставленной цели -

На стене следы от недавнего землетрясения -

На входе японцы обувь снимают. Я вспоминаю дурацкую привычку в том же Израиле входить в в дом с улицы, не снимая обувь. И всем пофиг, что в доме могут быть дети, они ползают по полу и собирают всю грязь и инфекции на себя.

Кухня, она же гостиная -

Агрегат над краном это просто титан, согревающий воду. Рядом, слева, рисоварка - это обязательный гаджет в любом японском доме, ведь рис - главный ингредиент в любой японской трапезе.

На холодильнике карта убежищ, куда бежать в случае землетрясений, или наводнений -

Целая адова схема, как правильно выбрасывать мусор. Например, если у вас есть домашний любимец, какой-нибудь котик и он умер - вы не можете пойти и похоронить его в лесу. Вы обязаны вызвать санитерную службу, которая заберет бездыханное тельце и утилизирует его во избежание распространения инфекций, причем стоить это вам будет 3000 йен (около 30 долларов), соответствующая картинка в нижнем правом углу -

Расписание, когда и какой мусор выбрасывать. Например, старую мебель вы не можете просто так оттащить к мусорному баку, вы должны позвонить в мэрию и те приедут специально и заберут крупногабаритный мусор. Также, не каждый день вы можете выбрасывать стеклотару, а лишь 1-2 дня в неделю. Нарушите правила - вас оштрафуют, а соседи безусловно на вас донесут, что мол, этот гайдзин (иностранец) в неправильный день выбросил стеклотару в мусорку для бумаги.

Знаете, что это за древний гаджет внизу?

Гостиная, здесь сидят на полу, как вы понимаете -

Весь дом - одно общее пространство, где раздвижные двери. Если раздвинуть все максимально, то вы оказываетесь в одной большой комнате. Но вечером дом возвращается в свое первоначальное трехкомнатное состояние. Обратите внимание на детскую железную дорогу -

Зимой японцы согреваются от керосинового(!) обогревателя. Температуры в этих местах опускаются до нуля градусов и без обогрева не прожить, а централизованной подачи тепла нет -

Мансарда, на которой живут кролики -

Между прочим, кролики вовсе не для еды, они тут любимцы семьи -

Знаете, что это за табличка на стене? Кто угадает?

Традиционная ванная комната и печальные следы недавнего землетрясения -

Ну, соответственно, уборная -

Кладовка, где расположены стиральные и сушильные машины -

Также, на улице стоит опять же керосиновый обогреватель воды для душа, а бак с горючим чуть правее внизу -

Меленький садик на заднем дворе -

Прямо рядом с домом, буквально в пяти метрах проходит электричка. Но вы знаете что? Шум есть, но минимальный, в Японии с этими вещами строго. Тем не менее, под утро я слышал сквозь сон проносящийся поезд. Местные же давно привыкли и не парятся на сей счет -

Через час я сажусь на один из этих поездом и уезжаю в аэропорт Кансай в Осаке, меня ждет Тайвань -

Ну, обед на дорогу и в путь -

Вот так выглядит в среднем японская деревня. Где-то люди жичуть чуть богаче, где-то беднее, это эдакий усредненный уровень. Вероятно, вы представляли японскую жизнь несколько иначе, но вспомните поговорку "не путайте туризм с эмиграцией". Скажем, в деревнях немало пустующих домов, чьи хозяева умерли и у них нет наследников. Так и стоят заброшенными годами и десятилетиями, никому недвижимость в таких местах не нужна. Вот соседний дом, чьих хозяев давно нет в живых -

Старые письма в почтовом ящике -

Заросшие мхом бутылки с пивом -

Здесь дофига своих проблем, которые японцы просто не любят выносить за пределы своего социума, в отличие от нас с вами, задолбавших жалобами на нашу тяжкую жизнь весь мир.

p.s А знаете, благодаря кому я попал в Корею и Японию? А вот благодаря этим ребятам .

p.s 2 Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер

Японский национальный дом

Я как-то был в Этнографическом музее под открытым небом вблизи Риги, там в живописном месте на берегу озера Юглас расположились латышские традиционные дома, старинная мельница, амбары и другие постройки. Очень интересно и познавательно посмотреть, а вот в аналогичной этнографической деревне в России никогда не был, даже не знаю — есть ли такая. Если где и существует, то для полноты картины там должны быть представлены два типа традиционных русских домов. Дело в том, что русские как этнос сложились из двух народностей — северорусской и южнорусской, они отличаются этнографически, лингвистически, генетически — у них разный говор, народный костюм и прочее, русские былины, например, плод памяти северорусов, да и русская баня — изобретение северной Руси. Даже жилище отличаются, в южнорусских регионах — усадебного типа, а на севере дома и хозпостройки строили под одной крышей. Японский традиционный дом мало похож на русский, собранный из бревен, в Японии строили дома каркасного типа, стены не были несущими, а вот деревянные колонны и перекладины, которые соединялись без использования гвоздей, формировали скелет дома, они и были несущими элементами такого дома. Но по типу планировки японское жилище можно сравнить с северорусским — здесь тоже жилая часть дома и хозпостройки возводили под одной крышей. О традиционном японском доме я и хочу рассказать.

В стране восходящего солнца национальный дом был жилищем фермеров, ремесленников и купцов, то есть всех основных каст, исключая самураев, строили его в нескольких традиционных стилях исходя из географических и климатических условий, а также образа жизни местных жителей. Большинство таких домов обычно попадают в одну из двух основных категорий — фермерские дома и загородные дома, есть и подклассы стилей, например дома в рыбацких деревушках. Такие народные дома сохранились до наших дней, сейчас они считаются историческими достопримечательностями. В Японии есть музеи под открытым небом, например, Нихон Минка-ан (Nihon Minka-en) в Кавасаки. Дома, построенные в стиле гассё-зукури, сохранились в двух деревнях в центральной Японии — Сиракава в префектуре Гифу и Гокаяма в префектуре Тояма.

Две деревушки, Сиракава и Гокаяма, жемчужины Японского архипелага, по значению для японцев эти дома можно сопоставить с Кижи для русских. Кстати, не все знают, чем деревня отличается от села в России, для справки — в селе всегда была церковь. Так вот, эти японские исторические села Сиракава и Гокаяма расположены в труднодоступном горном районе острова Хонсю, который в зимнее время бывал подолгу отрезан от остальной части Японии. Здесь сложилась особая школа зодчества — гассё-зукури. Традиционные жилища в этой местности отличаются крутыми крышами из соломы. Основным занятием местных жителей было разведение шелкопряда, так что верхние этажи жилищ искусно приспособлены для нужд шелкопрядения. Гассё-зукури, вероятно, самый узнаваемый стиль, дома отличались высокими, остроконечными крышами. Такие дома отлично приспособлены для обильного снегопада и ливня, крутая остроконечная крыша позволяла дождю и снегу падать прямо с нее, предотвращая попадание воды через крышу в дом, и в меньшей степени предотвращая соломе становится слишком влажной и начинать гнить. Деревни внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся пример традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям. Для иллюстрации поста использованы фотографии с изображениями домов из села Сиракава.

При строительстве таких традиционных домов японцы использовали дешевые и легко доступные материалы, ведь фермеры не могли позволить себе импортировать дорогие материалы. Такие дома сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы. Скелетная структура дома, крыша, стены и опоры выполнены из дерева. Внешние стены были завершены часто с добавлением бамбука и глины, внутренние стены не были установлены, и состояли из раздвижных дверей, деревянных решеток и/или бумажных ширм. Травы и солома использовались для покрытия крыш и для татами на пол. Иногда черепица из глины использовалась в дополнение к соломе. Камень применялся, чтобы укрепить или создать основу дома, то есть типа фундамента, но он не использовался для самого дома. Дом получался каркасным, стены не были несущими, в них оставляли отверстия для окон или дверей, то есть использовали бумажные экраны седзи, а также более тяжелые деревянные двери.

Далее для описания японского дома я использовал материал из нескольких постов пользователя ЖЖ Заходите, гостем будете! , замечательный блог, у кого есть аккаунт в Живом журнале — рекомендую добавить в друзья. Так вот, способ строительства таких домов следующий. Сплошного ленточного фундамента у таких домов нет. На месте будущего дома выравнивают поверхность почвы и плотно ее утрамбовывают. Потом в утрамбованную поверхность вбивают камни подходящего размера с ровной и плоской верхней поверхностью. Вбивают в тех местах, где должны располагаться опорные столбы дома. Примерно через каждые метр-полтора по всему периметру и вдоль будущих стен. Каждый вертикальный столб упирается в камень, как бы фундамент, хоть и не сплошной. Такая конструкция предохраняет опорные столбы дома от прямого контакта с почвой и уберегает дерево от постоянного нахождения в сырости и гниения.

На камнях фундамента устанавливается рама из опорных столбов и верхних балок, получается контур будущего дома. Основной каркас дома возводят без применения гвоздей и прочего железного крепежа. Бревна соединяются между собой сложной системой пазов и деревянных заклепок-фиксаторов. На этот каркас сверху надевается каркас крыши. Надевается последовательно — треугольными арками, крепящимися к каждой симметричной паре опорных столбов вдоль всей длины дома. Потом арки крыши соединяются поперечными балками. Балки и несущие бревна конструкции скрепляются веревками из рисовой соломы и жгутами из молодых побегов деревьев. Все крепления либо из веревок, либо в распор, в пазы. Готовую раму по сторонам крыши сначала закрывают длинными циновками из тростника или разновидности бамбука сасы, эти циновки и образуют внутреннюю поверхность крыши. Поверх этих циновок слоями укладывают плотно связанные пучки тростника. Тростниковые вязанки укладываются ровными рядами и прикрепляются к крыше тоже веревками из рисовой соломы. Этими веревками циновки как бы прошиваются как нитками, крепя вязанки к балкам каркаса.

Крыша таких домов в поперечном сечении представляет собой равносторонний треугольник, размер ее сильно зависит от размера самого дома. Чем больше дом, тем выше крыша. Соответственно, пространство, образовавшееся под крышей, может быть поделено на этажи. Если дом небольшой, то этажей два, в большом доме — три этажа. Любые возможные щели между стенами дома и крышей прокладываются пучками все того же тростника. После установки крыши дом обшивается досками снаружи и обустраивается изнутри. Торцы крыши тоже обшиваются досками, в которых потом прорубаются вентиляционные окна.

Обычно дом имеет две галереи вдоль всей длины. Передняя (фасад) обращена на улицу, а задняя — к горам или в огороды. Торцы дома обычно глухие или с небольшими окнами. В современных домах к торцам часто пристроены дополнительные помещения под обычными современными крышами. Но бывают и с раздвижными дверями — прямой доступ к техническим помещениям дома с улицы, не изнутри. Галереи обычно открыты или занавешены от солнца и нескромных взглядов циновками. Закрывались галереи на ночь, зимой или во время шторма деревянными панелями на манер раздвижных дверей. Панели эти в свободное от защиты дома время хранятся в шкафу в торце галереи. В современных домах чаще всего галереи закрыты, особенно с задней стороны дома. Застеклены или просто закрыты до половины на манер веранды.

С одного из краев дома, редко посередине, есть вход в дом, можно, конечно, войти с любой точки открытой галереи, но это невежливо, если вы в этом доме не живете. Внутреннее пространство дома поделено на несколько комнат. Число их и размер зависит от общего размера дома. Обычно внутренняя планировка дома закладывается уже на уровне вбивания камней фундалента, поскольку камни эти определяют положение узлов конструкции и углов дома, как внешних, так и внутренних. Вся жизнь в доме происходит преимущественно на первом этаже. Второй этаж рабоче-складской, он используется в качестве мастерской для мелкого крестьянского промысла. Третий этаж, даже если он и есть, обычно не используется, разве что здесь сушатся и хранятся всякие полезные в хозяйстве травы. Третий этаж представляет собой только ровную решетку. Это типа технического этажа, нужного, чтоб следить за состоянием крыши. Объем помещения под крышей прежде всего работает как термостат, сохраняя внутри дома примерно постоянную температуру. Летом снаружи сильно жарко, а внутри дома вполне прохладно и комфортно, не нужен не только кондиционер, но даже вентилятор.

В зависимости от размера дома и от состоятельности семьи в доме может быть несколько кладовок или комнат для отдыха. Но общая схема расположения примерно одинаковая. Центральная комната дома — очаг, с одной стороны — складские и подсобные помещения, с другой — парадные, чистые комнаты для отдыха. Иногда прихожая гэнкан фактически совмещена с кухней. При входе располагается пара подсобных помещений, где хранятся всякие крупные предметы, которые обычно используют за пределами дома. Полы в таких подсобках — плотно утрамбованная земля или решетчатый настил. Уровень пола в жилых комнатах поднят над поверхностью земли примерно на 20 см. Одно из основных внутренних помещений дома на первом этаже — общая комната с очагом. В зависимости от размера дома и количества жителей очаг может быть один или два очага в разных концах комнаты. Очаги тут везде одинаковой конструкции — квадратная дыра в полу, заполненная песком и пеплом от уже сгоревших дров. В ней установлена одна или две чугунные подставки под котел и чайник. Вокруг очага лежат либо циновки, либо сама комната застелена татами. Комната с очагом обычно использовалась как столовая и гостиная для всей семьи, но почти никогда как спальня.

Потолка в столовой как такового нет — решетчатый настил, открывающий прямой выход дыма через крышу. Над каждым очагом на канатах, прикрепленных к потолочным балкам, висят большие деревянные щиты, по размеру немного больше площади очага. Их задача — не давать горячему дыму уходить вверх прямо, чтобы не загорелся потолок, а горячий воздух более-менее равномерно расходился по объему дома. Сверху на щит можно положить что-нибудь, нуждающееся в просушке — плащ или шляпу. Или какие-нибудь нужные под рукой вещи. Печных труб нет, дым поднимается от очага и, пройдя через весь объем дома, выходит прямо сквозь тростниковую крышу. При этом все внутри дома и сама крыша изнутри основательно коптятся и сушатся. В этих домах насекомые и мыши в крышах не живут. И крыша почти не гниет даже в сезон дождей или под снегом. Потолки в таких домах — не сплошные, а решетчатые, чтобы дым свободно поднимался вверх. Сплошной настил на полу на втором этаже есть только вдоль стен. Если дом большой, то в тех местах, где нет очага, настил тоже сплошной.

С обеих сторон от центральной комнаты дома с очагом находятся комнаты поменьше размером. Часть из них используется как подсобно-рабочие помещения, остальные — как комнаты для отдыха и приема гостей, полы здесь застелены татами, в одной из комнат дома находится токонома с красивыми свитками, букетиками цветов и безделушками. Здесь принимали гостей и спали. Одна из комнат используется как гардеробная, здесь хранятся необходимые для жизни в доме вещи и сюда убирали днем спальные принадлежности — футоны, подушки, одеяла. В гардеробной хранятся всякие домашние вещи, которые желательно иметь под рукой каждый день.

В конце галереи-веранды находится ванная, где стоит деревянная ванна офуро. Отдельно стоящая хозяйственная пристройка с внешней стороны имеет туалет типа сортир, вторичный продукт падает вниз, в специальную бадейку, а потом вывозится на поля в качестве удобрений. С одной стороны — основное жилое здание усадьбы, с другой — небольшая хозяйственная постройка. они соединены крытым переходом. В хозпостройке могли держать маленьких телят, пола в телятнике нет, просто утоптанная земля, застеленная соломой. И бадейки подвешены, на которых теленку опускали корм и забирали продукты жизнедеятельности (навоз, в просторечии).

Принято считать, что Япония — богатейшая страна победившего хайтека и вся жизнь японца состоит из крутых гаджетов, эротических комиксов и мультиков-аниме. Мне представилась возможность провести сутки в традиционном японском доме в глухой (по местным меркам) деревне в 50км от города Осака.

Вокруг рисовые поля, лесистые холмы, крестьянские домики и электричка, курсирующая каждые 15 минут. В таких местах жизнь словно замерла в семидесятых годах: молодежь не хочет жить в деревне и переезжает в город, а старики постепенно умирают. Сельское хозяйство давно стало убыточным на фоне бурно развивающейся наукоёмкой индустрии, пройдет пара десятилетий и то, о чем я расскажу дальше превратится в достояние истории. Итак, слушайте и смотрите как живут простые японцы в обычной деревне

Станция расположена примерно в километре от дома наших знакомых, куда я держу путь. В детстве, когда у моего дедушки был сад под Свердловском, я также еще пацаненком топал от электрички до дома. Разве что в советской деревне не знали что такое асфальт и канализация, а тут все цивильно

В массе своей добротные сельские дома

Был замечен маленький ядовитый монстр размером с ладонь, под названием фаланга

Обратите внимание на пожарный люк

Дом наших знакомых японцев и неожиданный телескоп на входе

Знаете, что означают эти флажки с карпами на входе? В Японии есть праздник, День мальчиков, в честь этого вывешивают флажки в каждом доме, где есть мальчики. Идея такая, что карп сильный и умеет плыть против течения, любой ценой добиваясь поставленной цели

На стене следы от недавнего землетрясения

На входе японцы обувь снимают. Я вспоминаю дурацкую привычку в том же Израиле входить в в дом с улицы, не снимая обувь. И всем пофиг, что в доме могут быть дети, они ползают по полу и собирают всю грязь и инфекции на себя

Кухня, она же гостиная

Агрегат над краном это просто титан, согревающий воду. Рядом, слева, рисоварка — это обязательный гаджет в любом японском доме, ведь рис — главный ингредиент в любой японской трапезе

На холодильнике карта убежищ, куда бежать в случае землетрясений, или наводнений

Целая адова схема, как правильно выбрасывать мусор. Например, если у вас есть домашний любимец, какой-нибудь котик и он умер — вы не можете пойти и похоронить его в лесу. Вы обязаны вызвать санитерную службу, которая заберет бездыханное тельце и утилизирует его во избежание распространения инфекций, причем стоить это вам будет 3000 йен (около 30 долларов), соответствующая картинка в нижнем правом углу

Расписание, когда и какой мусор выбрасывать. Например, старую мебель вы не можете просто так оттащить к мусорному баку, вы должны позвонить в мэрию и те приедут специально и заберут крупногабаритный мусор. Также, не каждый день вы можете выбрасывать стеклотару, а лишь 1-2 дня в неделю. Нарушите правила — вас оштрафуют, а соседи безусловно на вас донесут, что мол, этот гайдзин (иностранец) в неправильный день выбросил стеклотару в мусорку для бумаги

Знаете, что это за древний гаджет внизу?

Гостиная, здесь сидят на полу, как вы понимаете

Весь дом — одно общее пространство, где раздвижные двери. Если раздвинуть все максимально, то вы оказываетесь в одной большой комнате. Но вечером дом возвращается в свое первоначальное трехкомнатное состояние. Обратите внимание на детскую железную дорогу


Зимой японцы согреваются от керосинового(!) обогревателя. Температуры в этих местах опускаются до нуля градусов и без обогрева не прожить, а централизованной подачи тепла нет

Мансарда, на которой живут кролики

Между прочим, кролики вовсе не для еды, они тут любимцы семьи

Знаете, что это за табличка на стене? Кто угадает?

Традиционная ванная комната и печальные следы недавнего землетрясения

Ну, соответственно, уборная

Кладовка, где расположены стиральные и сушильные машины

Также, на улице стоит опять же керосиновый обогреватель воды для душа, а бак с горючим чуть правее внизу

Маленький садик на заднем дворе

Прямо рядом с домом, буквально в пяти метрах проходит электричка. Но вы знаете что? Шум есть, но минимальный, в Японии с этими вещами строго. Тем не менее, под утро я слышал сквозь сон проносящийся поезд. Местные же давно привыкли и не парятся на сей счет

Через час я сажусь на один из этих поездом и уезжаю в аэропорт Кансай в Осаке, меня ждет Тайвань

Ну, обед на дорогу и в путь

Вот так выглядит в среднем японская деревня. Где-то люди жичуть чуть богаче, где-то беднее, это эдакий усредненный уровень. Вероятно, вы представляли японскую жизнь несколько иначе, но вспомните поговорку "не путайте туризм с эмиграцией". Скажем, в деревнях немало пустующих домов, чьи хозяева умерли и у них нет наследников. Так и стоят заброшенными годами и десятилетиями, никому недвижимость в таких местах не нужна. Вот соседний дом, чьих хозяев давно нет в живых

Старые письма в почтовом ящике

Заросшие мхом бутылки с пивом

Здесь дофига своих проблем, которые японцы просто не любят выносить за пределы своего социума, в отличие от нас с вами, задолбавших жалобами на нашу тяжкую жизнь весь мир.

Японская деревушка Нагоро умирает. Конечно, она никогда не была шумным мегаполисом, но еще не так давно там находилась фабрика и жили рабочие со своими семьями. Они зарабатывали на жизнь среди потрясающе красивой природы. Но завод закрылся, и поселение стало пустеть.

Аяно Цукими вернулась в Нагоро, прожив некоторое время в Осаке. Когда она приехала, деревушка уже была в печальном состоянии. По словам женщины, делать ей было особо нечего, поэтому она решила создать сад. Когда эта затея провалилась, она сделала свое первое пугало, напоминавшее ее покойного отца.

Он был первым из многих, многих кукол.

На сегодняшний день она изготовила более 350 пугал. Все они символизируют кого-либо из жителей, умерших или уехавших. Она одевает их, шьет им подходящие выражения лиц, а затем размещает их в местах, которые имели для этих людей особое значение.

Некоторые отдыхают на скамейках в парке, а некоторые сидят на деревьях, держа в руках ружья, с которыми они когда-то охотились. Другие рыбачат у реки с удочками. Парочки сидят, держась за руки, около домов, где они когда-то растили детей.

Здания города теперь тоже населены куклами. Школа, закрытая много лет назад, когда-то была заполнена учениками и преподавателями. Сегодня за столом учителя, у доски, исписанной материалами уроков и заданиями, сидит пугало.

Куклы рассажены за партами: неживые дети держат карандаши, смотрят в открытые книги и делают домашнее задание. Кто-то стоит в коридоре, ожидая занятия, а директор наблюдает за своими подопечными.

Вскоре Цукими заметила, что ее куклы стали вызывать интерес у публики. Люди приходили и фотографировали их – сидевших на полях, ухаживавших за растениями, которые больше не росли, или смотревших, как рыба проплывает в реке.

Через три года после того, как Цукими начала делать этих человечков, она изготовила одного и для себя. Она говорит, что не боится умереть, и знает, что, если с ней что-нибудь случится, вряд ли ее успеют довезти до ближайшей больницы. Но она все еще заботится о своих творениях.

Куклы в Нагоро – результат целого десятилетия работы. Цукими говорит, что будет продолжать их делать, несмотря на неоднозначную реакцию посетителей. Но при этом женщину посещает мысль, что когда-нибудь она останется одна, окруженная лишь пугалами. Неморгающими человечками, сделанными в память о людях, которые когда-то ходили по улицам.