Туристической инфраструктуры находятся рядом в. Инфраструктура туризма: особенности её формирования и функционирования. Размещение – самый важный элемент туризма. Нет размещения –

Эффективность использования имеющегося туристского потенциала имеет тесную связь с развитием соответствующей инфраструктуры (как специализированной туристской, так и общей). Основными элементами туристской инфраструктуры являются: средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда (рекламно-информационное обеспечение, указатели, справочные бюро, информационные щиты, сеть туристских маршрутов и т.д.), система обеспечения безопасности и медицинского обслуживания туристов .

Интенсивно сфера туризма и отдыха стала развиваться с 20 годов XX века, когда регион входил в состав Виленского воеводства Речи Посполитой. Из Вильно в Браслав стали приезжать любители водных путешествий, дачники. Наплыв туристов и дачников возрастал, до Браславщины стали доезжать жители центральных регионов Польши. Постепенно развивалась инфраструктура. В конце 1930 годов Браслав имел уже выразительные черты туристического центра. В городе и окрестностях существовали базы отдыха, располагалось большое количество летних лагерей, функционировали три пристани для яхт, спортивные площадки, теннисные корты, планерный клуб, пансионат, проводились регаты, праздники и выставки для туристов. Развивались и зимние виды отдыха.

Туристическая инфраструктура Браславщины была уничтожена во время Второй мировой войны и стала снова формироваться с конца 1950 годов. С 1959 года функционирует туристская база "Браславские озера". Долгое время это было основное предприятие сферы отдыха и туризма Браславщины. Позднее в Браславе и окрестностях было построено несколько небольших ведомственных баз отдыха. Для неорганизованных туристов выделялись специальные места отдыха. В 1970 году была установлена зона отдыха республиканского значения "Браслав", однако она почти не оказала влияние на развитие туристской инфраструктуры.

В 1995 году с целью рационального использования и охраны наиболее ценных природных комплексов Браславщины создан национальный парк "Браславские озера". Его общая площадь - 71 тыс. га. Национальный парк располагает четырьмя базами отдыха: "Дривяты", "Слободка", "Леошки", "Золово" общей вместимостью 166 человек. Базы располагают номерами разной степени комфортности, оказывают большей спектр услуг по организации досуга. В национальном парке имеются вольеры с дикими животными. Отдел туризма и экологического просвещения нацпарка предлагает разнообразные туры, развлекательные мероприятия.

Продолжает функционировать турбаза "Браславские озера", ведомственные базы отдыха. Все большую популярность приобретает отдых в собственных загородных домах и на дачах (в окрестностях некоторых озер большинство сельских усадеб принадлежат жителям Минска и других городов), а также в гостевых комнатах местных хозяев .

С того времени, как Браславские озера начали использоваться для организации отдыха и туризма, город принимает все большее количество туристов, приезжающих сюда из различных городов нашей республики и из других регионов. Турбаза "Браславские озера", бюро путешествий и экскурсий, палаточный городок, лагеря отдыха - эти основные предприятия зоны отдыха сосредоточены в Браславе. И в дальнейшем развитие города во многом связано с формированием и совершенствованием зоны отдыха республиканского значения, центром которой он стал.

Количество зарегистрированных агроэкоусадеб в Браславском районе -271, и они готовы принять всех желающих, которые мечтают прикоснуться к живописным местам Браславщины. Их объединяющими чертами являются обязательное расположение на берегах водоемов, обилие зелени, экологически чистое питание, высокий уровень бытовых удобств и условий для отдыха, приемлемые цены, неизменное гостеприимство хозяев. Условия для развития агроэкотуризма чрезвычайно благоприятны и поэтому спрос на отдых в сельских усадьбах Браславщины постоянно растет.

Популярностью у туристов пользуются такие сельские усадьбы как "Титаник", "У Озера", "Бальсан", "Красносельцы", "Приволье", "Сказка", "Тихая", У Ивана", "Матейкава сялиба", "Хуторок", "Петуховщина", "Почта Абабье", "На опушке" и многие другие.

Предпосылками развития экотуризма в районе являются:

  • -благоприятная экологическая ситуация,
  • -наличие большого количества природных и историко-культурных объектов памятников на территории района;
  • -благоприятное транзитное географическое положение .

Экотуризм в районе в настоящее время развивается как самодеятельность отдельных граждан или инициатив и не имеет четко выраженной стратегии. На протяжении последних лет осуществлялись работы по определению экотуристического потенциала отдельных территорий и объектов. Какие-либо комплексные работы в рамках района не проводились. Экотуризм в Браславском районе в настоящее время не обеспечивает требуемую современными концепциями безопасность для природной среды, для человека, не способствует развитию экономической устойчивости региона, не вовлекает местное население в этот вид деятельности .

В совокупности услуг, оказываемых туристам, основное место принадлежит средствам размещения.

Коммунальная гостиница города, расположенная по адресу ул. Советская, 121, может принять порядка 70 гостей. Входящая в состав Музея традиционной культуры гостиница "Заездный двор" (ул. Гагарина, 18) принимает до 14 человек.

Двумя корпусами на 170 и 190 человек располагает Туристско-оздоровительное предприятие "Браславские озера" (ул. Рыбхозная, 15). Палаточный городок находится на западной окраине Браслава в районе лесопарка "Лесничевка". Принимает туристов и частный сектор города.

Функционируют в городе 3 ресторана и около 10 кафе, кинотеатр. Есть банки с пунктами обмена валют.

В районе располагается спортивная база: стадион на 1 500 мест с комплексом площадок и легкоатлетическим ядром, хоккейная коробка, теннисный корт, 14 спортивных залов, 37 приспособленных помещений спортивного назначения, 3 приспособленных помещения для стрельбы из пневматического оружия, 81 спортивная площадка (баскетбольные, волейбольные площадки, гимнастические городки, мини-футбольные и футбольные пол).

В организациях физической культуры и спорта, учреждениях образования региона работает 60 штатных работников физической культуры, из них 42 со специальным физкультурным образованием, 18 с иным образованием.

В Государственном учреждении "Районный физкультурно-спортивный клуб "Дривятич" работает 17 тренеров по спорту и инструкторов-методистов. Организована работа 20 групп, в которых занимается 328 человек. Филиалы районного физкультурно-спортивного клуба "Дривятич" открыты в 11 сельских населенных пунктах. Направления работы групп: волейбол, футбол, общая физическая подготовка, восточные боевые искусства, туризм, шахматы. Развивается новое направление - водные виды спорта. С этой целью в клубе открыта группа по парусному спорту.

По территории района разработаны экскурсионные маршруты: "Путешествие в старину" (Браслав-Слободка-Друя-Браслав); "На гору Маяк" (Браслав - гора Маяк - урочище Окменница); пешеходная экскурсия "К самому сердцу Браслава"; водные маршруты: "Большое озеро" (10 км), "К веслу" (76 км), "До горбатого моста" (30 км), "Раздолье стихий" (12 км), 3 пешеходных и 3 велосипедных маршрута.

ГПУ "Национальный парк "Браславские озёра" проведён косметический ремонт баз отдыха "Леошки", "Слободка", "Золово". На базе отдыха "Дривяты" проведен капитальный ремонт третьего корпуса, построен туристическо-оздоровительный комплекс с бассейном, сауной, джакузи, тренажёрным залом и рестораном. Приобретён прогулочный теплоход, два автобуса, установлены рекламно-информационные щиты.

В 2010 году на городском пляже озера Дривяты построена лодочная станция с пунктом проката спортивного инвентаря.

Организацией досуга населения района занимаются 73 учреждения культуры (28 учреждений клубного типа, 38 библиотек, районный Дом культуры, детская школа искусств, 4 детские музыкальные школы, научно-исследовательское учреждение "Браславское районное объединение музеев"),коммунальное унитарное кинозрелищное предприятие киновидеопроката "Браславская райкиновидеосеть". В учреждениях культуры созданы и работают 181 клубное формирование, в которых задействовано 1835 человек, в том числе 1038 детей и подростков. Семь коллективов и три любительских объединения носят звание "Народный", три коллектива завоевали звание "образцовый".

Город Браслав находится в 40 км от железнодорожной станции Друя на линии Воропаево - Друя. Транспортное обслуживание населения осуществляет ОАО "АТП № 18" и 6 индивидуальных предпринимателей, которые обслуживают 3 городских, 22 пригородных и 5 междугородних маршрутов.

В Браславском районе функционирует 14 объектов придорожного сервиса (Приложение В).

Браслав имеет автобусную связь с Минском, Витебском, Даугавпилсом, Полоцком и Новополоцком. Железнодорожная станция находится в агрогородке Друя .

Однако, в состоянии данной отрасли существует ряд проблем:

  • -несоответствие многих транспортных магистралей мировым стандартам;
  • -недостаточное развитие придорожной инфраструктуры на подъездах к городу;
  • -низкое качество обслуживания при международных перевозках;
  • -отсутствие сети стоянок для туристских автобусов в районах, наиболее часто посещаемых туристами;
  • -отсутствие в достаточном количестве доступной и понятной туристам и горожанам информации о маршрутах общественного транспорта и расписании движения автобусови маршрутных такси .

В Браславском районе при большом количестве мест отдыха отсутствуют оборудованные кемпинги, не создано ни одного агротуристического комплекса на базе 11 сельскохозяйственных организаций. В Браславском районе, где наблюдается наибольший туристический поток действуют только 2 гостиницы, уровень которых не соответствует современным требованиям. Имеется всего 4 дома охотника, что составляет всего 1 % от общего количества действующих в Витебской области, хотя охотничий туризм является одним из приоритетных направлений Витебщины. Не решена проблема организации питания туристов. Имеющееся количество объектов общественного питания (49) составляет всего 3 % от общего числа действующих в области .

Остается проблемой организация досуговых мероприятий из-за малого количества культурно-развлекательных объектов, особенно в городе Браславе.

Одной из важнейших проблем туристской инфраструктуры в Браславе является отсутствие единой туристской информационной среды. Большинство туристов из дальнего зарубежья остро ощущают отсутствие указателей, вывесок, информационных щитов, рекламных проспектов и путеводителей на английском и других иностранных языках. В Браславе отсутствует сеть туристских информационных бюро, которые оперативно оказывают услуги по предоставлению справочной информации, бронированию гостиничных мест, выбору экскурсий и туров, обеспечению рекламно-информационной продукцией и т.д. Недостаточно развиты рекламно-информационное обеспечение и сеть туристских маршрутов .

Особое внимание следует уделить обеспечению безопасности и внедрению системы страхования туристов, а также организации качественного и недорогого медицинского обслуживания гостей города, что должно стать благоприятным фактором для развития туризма.

Перспективы развития туристических услуг в районе - это не только развитие и совершенствование существующего туристического продукта, но и строительства новых объектов, в том числе частных баз отдыха.

Таким образом, на территории Браславского района имеется довольно развитая туристическая инфраструктура, вместе с тем дальнейшего развития и совершенствования требуют такие элементы как средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда.

Термин"туристическая инфраструктура"- латинское словосочетание, состоящее из понятий fr а" (под) и"sturtura"(строение, расположение), прошел длительный путь развития в начале XX в под инфраструктурой понимали комплекс сооружений, которые обеспечивали действия вооруженных сил, - склады, военные базы, полигоны и др.. В 40-х годах понятие"инфраструктура"начали использовать для группы отраслей, обеспечивающих функционирование промышленного и сельскохозяйственного производства. С. Юрченко указывается есть, что этот срок с 50-х годов широко применяют в экономической литературе. Под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей и видов деятельности, которые обслуживают и производственную, и непроизводственную сферы е кономикы. По мнению же. С. Синько и. М. Скрынько, инфраструктура как составляющая экономики, представляет собой совокупность субъектов и специфических аккумулированных на определенной территории объектов загальноеконо мического назначения, удовлетворяют материальные, духовные и социальные потребности человека через предоставление комплекса услуг с целью создания общих условий для эффективного функционирования процесса общественного воспроизведения и нормальной жизнедеятельности человекальної життєдіяльності людини 45 .

В дальнейшем развитии понятия"инфраструктура"все больше внимания ученые уделяют его разделения по сферам деятельности человека: на производственную инфраструктуру, необходимую самому процессу производства, и на соц ных инфраструктуру (здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание и т.п.), обеспечивающих полноценную жизнь населения на локальном или региональном уровнях. Причем инфраструктуру розг крышка как комплекс отраслей и сфер деятельности, создающих общие условия для функционирования других отраслейнших галузей.

Туристическая инфраструктура в нашем понимании - это совокупность предприятий, учреждений и заведений, деятельность которых направлена??на удовлетворение потребностей людей, участвующих в оздоровлении или отдыха, а также путей сообщения и транспорта и объектов размещения туристов, обеспечивающих условия стабильного функционирования. Мы рассматриваем ее целостной системой, состоит из двух подсистем: социальной ной и производственной, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены относительно обслуживающего субъекта. В свою очередь инфраструктура определенной мере формирует туристические регионы, способствует туристической специализации и проф иллюстраций хозяйствования, ведь благодаря наличию инфраструктурных связей между отдельными объектами определяют качество обслуживания на той или иной территоії.

инфраструктуру отдельного территориально-туристического сочетание исследователи. М. Рутинський и. О. Стецюк рассматривают в таком сочетании услуг 46:

По перемещению туристов (и в пределах региона посещения, и транзитным проездом его территории) различными видами транспорта;

Гастрономические (обеспечение туристов питанием);

Экскурсионные (услуги экскурсоводов, переводчиков, сопровождающих групп);

Со удовлетворения познавательных, развлекательных и бытовых интересов;

Торговых предприятий;

Юридических, банковских и страховых учреждений;

Контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, милицейских служб,. ОВИР и др.)

Развитие социальной инфраструктуры должно отвечать высоким стандартам обслуживания, ведь турист, удаленный от постоянного места жительства и максимально освобожден от повседневных забот, требу агае эффективного обслуживания в свободном времяпровождение. Здесь важное место принадлежит заведениям размещения туристов, общественному питанию, бытовому обслуживанию. Именно они могут создавать качественные параметры личного потребления человека, отдыхаютає.

Система общественного питания образуется за счет ресторанов разного класса, баров, кафе и столовых, пунктов быстрого приготовления пищи и самообслуживание. В структуру питания входят; завтрак, полупансион, полный пансион н. Если пансион охватывает трехразовое питание, то полупансион - это двухразовое питание в течение туро-дння.

пищу туристы рассматривают не только как физиологическую потребность, а как удовольствие, способ познания культуры, традиций народа в стране пребывания. Ведь национальная кухня - своеобразная визитная карточка народа. Например, венгерская кухня, характерна очень острыми блюдами, чем-то напоминает воспалительный характер этого народду.

При покупке тура необходимо знать, что у многих народов существуют ограничения или даже запрет на определенные блюда. Так, христиане, соблюдают посты, ограничивающие использование мясных блюд, а м мусульмане не употребляют свинейи.

Общественное питание по признакам подчиненности распределяют на объединенные в цепи и предприятия, которые работают автономно 47 . Среди существующих ресторанных цепей

(безусловно, здесь лидирует. США) особенно возрастают цепи ресторанов, главной продукцией которых является гамбургеры и пицца. Из всех ресторанных цепей более 2 / 5 составляют сэндвичи. Согласно существующей классификации, к категории сандвичи относятся: гамбургеры в ресторанах"Макдональдс", французские сандвичи"Сабвей"и"Текс /. Мекс"-"Тако-Бен" 48 .

За последние годы особенно быстро развиваются рестораны, кафетерии в крупных торговых центрах, которые также могут функционировать и в популярных туристических центрах. Желательно, чтобы заведения общественного питани ния работали с постоянным контингентом, размещенным в туристических гостиницах, пансионатах, санаториях, с переменным контингентом (городские рестораны, кафетерии и др.).

По виду обслуживания учреждения питания делятся на такие, где организовано самообслуживания, и на такие, где обслуживают официанты. По форме собственности они могут быть частными или арендованным мы (рис 46.6) 40 .

. Рис 46. Классификация общепита

Важное место в предоставлении услуг занимают объекты размещения туристов . К основным таким заведений относятся гостиницы и аналогичные заведения, коммерческие и социальные учреждения размещения и специализированные учреждения размещения (рис 47) 50 .

Заведения размещения туристов - это любые объекты, где туристам предлагают место для ночлега. По сути размещения туристов считают важнейшим сегментом туризма. Ведь комфортность таких объектов влияние воздействует на качество обслуживания. Основными заведениями размещения туристов гостиницы, мотели, турбазы, а все остальные - дополнительные. Отели - самый распространенный тип размещения туристов потоки напрямую зависят от уровня их развития и качества услуг, которые они предоставляют. Качество мест проживания и обслуживания зависит прежде всего от обслуживающего персонала, а также материально-технической базы и предложенных ного сервисервісу.

К сожалению, до сих пор не существует единого критерия классификации гостиниц распространенной системой такой классификации является количество звезд от одной звезды до пяти применяют во. Франции,. Австрии,. Венгрии, егип пти,. Китае, Украине,. России и других странах. Систему букв (AA, B 9 C, D) используется в. Греции, систему"корон"или"ключей"- в. Великобритании. Система баллов (от 100 баллов - категория одной звезды и до 290 баллов, что соответствует пяти звездам и другие системы классификации й). Так, ассоциация гостиниц. Северных стран (Дании,. Швеции,. Норвегии) ??тоже построена по принципам звезд, но класс отеля определяют не звездами, а солнцами и под. США, в отличие от других стран, не использует официально утвержденную классификацию гостиниц. Американцы считают, что расширение цепей гостиниц с соответствующими системами является гарантией качеемами є гарантією якості 51 .

По размерам гостиницы делят на четыре категории: до 150 номеров, от 150 до 299, от 300 до 600, от 600 и более номеров. По стоимости номеров есть бюджетные (25-30 долларов) экономические (35-55), среди дня (55-95) первоклассные (95-195), а также апартаментного (65-125) и фешенебельные (125-145 долларов).

Кроме коллективных средств размещения, к которым относятся гостиницы и аналогичные заведения, а также специализированные учреждения, на туристических маршрутах могут предлагаться и индивидуальные средства размещения - кв вартиры, коттеджи, особняки, где турист может поселиться на правах аренды или даже бесплатно (у родственников.

Гостиничный бизнес является самостоятельным экономическим явлением. В развитии туризма он занимает надлежащее место, начиная с 90-х годов XIX в, когда начали строить гостиницы для размещения отдыхающих. Сначала, как и с сам отдых, они были сезонными. Но когда начал развиваться транспорт, уровень жизни стал выше, а курортно-туристические места - круглогодичный, отели тоже перешли на постоянное функционирование. Это. Зумой вило определенные трудности для наполнения таких объектов, поэтому администрации начали использовать свои помещения для проведения конференций, съездов, различных совещаний и т.п.. Для удобства гостиничного бизнеса ств. Орен гостиничные цепи - интегрированные цепи из однородных отелей и гостиничные консорциумы, объединяющие независимые гостиницы. Интегрированные гостиничные цепи продают однородные услуги. Все гостиничные цепи м ають соответствующие названия и знаки всего интегрированных цепей является в. США, а в. Европе - во. Францииу. Франції.

В современных условиях, благодаря использованию телекоммуникационных технологий и электроники, созданы компьютерные системы бронирования мест. Качественные изменения произошли в системе приобретения турпродукта: потребитель мож же сам составить тур-пакет, забронировать билеты и место в гостинице и путешествовать лично составленному маршрутум.

Если объект общественного питания и размещения туристов являются непосредственными участниками в обслуживании туристов и находятся на территории туристических центров бытовое обслуживание больше тяготеет к постоянному населению. Это может создавать определенные трудности в быту для тех, кто отдыхает. Поэтому в местах их сосредоточения необходимо практиковать открытие приемных пунктов бытового ого обслуживания с полным комплексом послеуг.

В производственной инфраструктуре весомым сегментом считают транспортную систему, сформированную из дорожной сети, транспортных средств, устройств. Дорожно-транспортная сеть в туристических регионах преимущественно комплексная, ведь здесь существуют многоцелевые связи - производственные, трудовые, туристические, созданные на основе железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных дориг.

Важная составляющая туристической инфраструктуры - железнодорожный транспорт удобен в перевозке любых категорий туристов, начиная от одиноких туристов и заканчивая специально организованными туристско-экскурсионными поездами местного и дальнего сообщения. Железная я уже более полутора веков участвует в развитии туризма, формировании туристических пассажиропотокав.

История формирования железнодорожной сети в странах мира тесно связана с хозяйственными, военно-стратегическими потребностями. Так, прокладка железной дороги в. США имело целью не только хозяйственную, но и войском ьково-стратегическую цель - осваивать земли так называемого. Дикого. Запада. К середине XIX в строительство железных дорог развернулось почти во всех странах. Европы и в. США. В. Азии,. Африке,. Австралии оно началось со второй половины XIX в. Если первая железная дорога в. Англии была проложена 1825 г, то в Украине - в 1861 г (Перемышль -. Львов). Протяженность железных дорог мира в 1913 г достигла 1 млн км. Во время всемирной кри зи 30-х годов прирост железнодорожной сети замедлился, а во многих развитых странах были даже закрыты и демонтированы преимущественно старые линии. В наше время прослеживается тенденция к сокращению протяжнос те железных дорог. Если в 50-х годах XX века в мире она составляла 1320 тыс. км, то в середине 90-х - 1180 тыс. к- 1180 тис. км.

На современном этапе железной функционируют в более чем 140 странах мира. Крупнейшие из них -. Транссибирская (Москва -. Владивосток) - 9332 км,. Трансазийська (Стамбул -. Тегеран -. Дели -. Дакка -. Ситтачонг) - по онад 7 тыс км;. Трансканадська (Принс -. Эдмонтон -. Квебек) - 4,9 тыс. км; трансамериканское (Сан-Паулу -. Ла-Пас -. Антофага-ста) - более 3 тыс. км и иа ін.

Плотность железнодорожной сети, которая измеряется количеством километров железнодорожного пути на 100 км 2 территории, самая высокая в развитых странах. В. Германии, например, она составляет почти 11 км/100 км 2 ,. Японии - более 7 км/100 км 2 ,. США - 1,7 км/100 км 2 , а в. Африке 1 км железнодорожного пути приходится на 300 км 2 ,. Азии - на 200 км поверхности суши. В Украине плотность железнодорожной сети достигает 3,8 км/100 км 2 . Б2 . Дальнейшее развитие железнодорожного транспорта с целью усиления его значение в формировании туристических пассаж-ропотокив должен развиваться по следующим направлениям 53:

Прокладка высокоскоростных магистралей;

Повышение комфортности вагономисць к гостиничному уровня;

Организация специальных туристических поездов на железнодорожном транспорте

Введение. Супербыстрая поездов с повышенной комфортностью является крайне необходимым мероприятием, чтобы можно было выстоять в конкуренции за современного требовательного ту-риста-путешественника. Первый такой поезд - ветчина ксансен (шар-поезд) построено в. Японии (1964 г.). Средняя скорость его движения достигла 210 км / ч.. В. Европе поезда, которые успешно стали использовать для туристических перевозок, введенные несколько позднее е. Во. Франции поезда со скоростью 200-300 км / ч и повышенной комфортностью функционируют между. Парижем и. Марселем,. Парижем и. Леоном,. Парижем и. Каннами и др.а ін. "Еигивиат" 50-километровый тоннель под. Ла-Маншем - это высокоскоростная магистраль, соединяющая. Париж с. Лондоном за 3 часа. Железнодорожные путешествия традиционно самые популярные и среди немцев, англичан, швейцарцев

За последние годы несколько больше заинтересовались железнодорожным туризмом и американцы. Здесь самые популярные такие маршруты:"Транс-Канада"(десятидобовий переезд из. Ванкувера в. Монреаль через. Виннипег и. Оттаву),"Т. Транс-Америка"(12 суток из. Вашингтона в. Лос-Анджелес через. Чарльстон,. Новый. Орлеан,. Эль-Пасо и др.),"Транс-Атлантика"(с. Манагуа до южной окраины. Южной. Америкиенної окраїни. Південної. Америки).

Для туристических перевозок используют специальные экспрессы в. Австралии, которые соединяют. Сидней с. Перте. Железнодорожные маршруты есть в. Индии,. Индонезии, даже в. Африке, проложенные от. Претории в. Кейптаун на. Этот экзотический маршрут позволяет ознакомиться со всеми африканскими природными зонамми.

В Украине тоже организуют железнодорожные туры: однодневные"снежные поезда","грибные поезда"в. Карпаты, непродолжительные (2-3 суток) - преимущественно для экскурсионно-туристических поездок школьников"Восток -. Запад","Запад -. Восток"Значительно реже устраивают многодневные туры (от 5 днейвують багатоденні турпоїздки (від 5 днів).

На коротких дистанциях, а также на экскурсионных маршрутах, серьезно конкурируют с железнодорожным транспортом автомобильные перевозки. Роль автотранспорта, перевозящего туристов безрейсовимы, но добро отнимы дорогами, очень весомая. Особенно он удобен для перевозки туристов на незначительные расстояния. Правда, в результате прокладки современных дорог - автобанов - радиус выгодности перевозки туристов пост ийно возрастает и может достигать более 1 тыс к. км.

Автомобильный транспорт особую популярность среди туристов мира приобрел в период между двумя мировыми войнами. Этому способствовали не только увеличение количества автомобилей, но и открытие сети заправок, ма айстерень с их ремонта, организованных стоянок. Осуществляли реконструкцию старых и строительство новых дорог. В 1937 г в мире насчитывалось 40 млн автомобилей. За последние 70 лет их количество возр илася почти в 20 раз. Протяженность автодорог достигла около. ЗО млн км, а протяженность автострад, специально строят для скоростного сообщения, также постоянно растет. Например, в. США при общей протяженности автомобильных дорог 6370 тыс. км автострады составляют 73,1 тыс. км,. Японии согласно - 1153 и автострад 53,3 тыс. км,. Франции - 974,0, в том числе автострад - 7,9 тыс. км,. Германии-656, 0 , в том числе автострад 11,1 тыс. км,. Польши - 377 тыс. км, автострад 0,24 тыс. км,. Чехии - 128, в том числе автострад 0,39 тыс. км. В Украине улучшенные дороги составляют свыше 160 тыс кпонад 160 тис. км 54 .

Развивающиеся (Африка,. Центральная и. Южная. Америка, большинство стран. Азии), значительно отстают по протяженности дорог с твердым покрытием от развитых стран, но здесь доминирует автомобильный т транспорт, который успешно используют для перевозки туристов на небольшие расстояния. Наибольшим препятствием для дальнейшего такого применения автомобильного транспорта, в том числе на дальние расстояния, является н едостатня количество современных дорог и высокая стоимость их строительства. Правда, последние годы развивающиеся страны, особое внимание уделяется строительству международных трасс (автобанов). Так, в. Америке сооружается. Панамериканская дорога, которая соединит. Канаду, страны. Центральной. Америки с. Аргентиной и. Чили. Интенсивно строят. Трансамазонську путь сообщения. Бразилии,. Перу,. Колумбии,. Венес уели и других краераїн.

В. Азы развита система дорог, соединяющая. Индию с. Турцией и европейскими странами. В. Африке проложена асфальтная дорога через пустыню. Сахара, которая соединяет. Алжир со странами. Гвинейского залива 55 .

Перспективный проект строительства планового автобана. Лиссабон -. Киев с разветвлением в. Харьков и. Москву, а далее - через. Казахстан,. Монголию до. Китая. Важное значение для перевозки туристов на пол днем??будут меридианные дороги, которые соединят северные страны с побережьем. Средиземного и. Черного морев.

. Автобусный туризм частности международный, является относительно молодым. Он основан в 70-х годах XX ст. После обострения конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было создано объединение автобусных перевозчиков - -. Совет"Евролиний"ліній" ("Еиrolines "), которое объединило 33 европейские страны. После подписания. Шенгенского соглашения среднегодовой рост автобусных перевозок составило 1,5% бв. Особенно популярными стали международные туры выходного дня городами. Европы. Автобусотуры продолжаются в течение года, поскольку на его развитие меньше влияют климатические условия

Автобусные перевозки осуществляют и на собственных автобусах туристических фирм, а также на арендованных автобусах в независимых автотранспортных предприятий

Популярными в наше время стали путешествия с использованием личного транспорта, прежде всего в выходные или праздничные дни. Это обычно поездки познавательного характера в историко-культурных памятников или оздор овчо-развлекательные (выезд на природу, в организованных мест отдыха).

Прокат автомобилей очень популярен, в частности в культурно-оздоровительных центрах, где работают автопрокатные конторы. Аренда автомобиля может даже входить в пакет услуг

Одним из самых дешевых способов перевозки пассажиров-туристов специалисты считают водный транспорт, осуществляют с помощью пароходов, паромов, катеров. Очень популярен среди туристов круизный отв починок, спрос на который постоянно растет. В мире круизные компании эксплуатируют сотни пассажирских судов. Основная техническая тенденция последних лет - увеличение размеров кораблей до 2 тыс. и более пас ажирив-круизникииків.

Крупнейший пассажирский лайнер мира - американский Oasis of the Seas («Оазис морей") - может разместить на 16 палубах 2160 членов экипажа и 6630 пассажиров 57 .

Географию морских перевозок пассажиров определяет не сеть путей, как это характерно для автомобильного и железнодорожного транспорта, а расположение портов, морских каналов, задействованных в круизные маршруты. Важнейшими каналами мира является. Суэцкий (длиной 161 км),. Панамский (82 км) и. Кильский (99 км). Всего в мире насчитывается 2 тыс. морских портов. На бассейн. Атлантического океана приходится болеенад 3 / 5 общего количества портов, отличаются также порты бассейна. Тихого океана

Продолжительность круизных путешествий различна: от 7 до 14 дней и более. Специалисты считают, что наиболее популярны однотижневи (около 40% всех круизов). Общепризнанными круизными маршрутами по летней нав вигации в. Европе считают. Средиземноморские и круизы фьордами. Норвежского моря, а зимой -. Карибским морем с посещением океан. Из зимних программ, которые предлагают тур-операторы, пр изняються маршруты:. Япония -. Юго-Восточная. Азия;. Австралия -. Новая. Зеландия. Круизный бизнес на суперсовременных лайнерах имеет все возможности для дальнейшего развитияитку.

Растет массовость воздушного, авиационного транспорта. Благодаря ему сокращаются сроки поездки, растут краткосрочные туры на большие расстояния

Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем ежегодно на авиарейсах перевозят 1500000000 человек. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует более 1 тыс. аэропортов 58 популярными авиакомпаниями среди международных пассажиров-туристов считают американские" Delta Airlines","Pan American","United" французский"Air France", немецкий"Lufthansa", британскую"British Airways"и др.

Сеть международных перевозок покрывает все туристические макрорегиона и субрегионы мира и более 150 стран мира

Регулируют авиаперевозки. Международные авиационные организации авторитетная из числа мировых структур авиатранспорта. Международная организация гражданской авиации (/ CAO), которая объединяет 183 государства. Известная и акож. Международная ассоциация воздушного транспортау (ИАТА) . Туристические агентства участвуют в международных авиационных организациях через специальное отделение. Международной организации агентов авиакомпаний, а также через международную организацию гражданских аеропо ортите.

Формы взаимодействия туристических фирм с авиакомпаниями происходят посредством 59:

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через агентства авиакомпаний;

Бронирование мест и выкупа авиабилетов через системы бронирования;

Договоров с авиакомпаниями на квоту мест на регулярных авиалиниях;

Заключение агентских соглашений и работы агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;

Организации чартерных рейсов для туристических перевозок

Совершив все стадии контракта с авиакомпаниями, тур-агент должен выбрать самый выгодный контракт на туристические перевозки

Спрос на авиатранспорт особенно возрос после внедрения реактивных двигателей в 50-х годах XX ст. Благодаря этому европейцы, американцы могут отдыхать в самых регионах мира, в частности в т туристических центрах. Карибского бассейна,. Средиземноморья, на островах. Тихого,. Индийского океанов, в. Юго-Восточной. Азии,. Австралии и других регионах.

В авиационном транспорте высокими темпами растет использование широкофюзеляжных самолетов, которые специализируются на международных чартерных рейсах и считаются технологической основой современного туризма. В оста. Анне годы в связи с необходимостью экономии топлива и охраны окружающей среды растет популярность самолетов сокращенного и вертикального взлетел, благодаря чему можно будет успешно перевозить турис тов на короткие (даже на однодневных маршрутах и??внутригородских рейсах) и средние дистанции, усилит конкуренцию между авиацией и автотранспортомм.

Среди других инфраструктурных отраслей туризма главное место занимает сувенирное производство, основанное на создании и популяризации художественных образцов и учитывает национальные особенности территории, д где проложены прежде всего международные туристические маршрут.

на сегодняшний день условия рыночной экономики делают особо значимым вопрос, который рассматривается как объединенная система всей работы предприятия. При этом выбор и разработка стратегии зависит и от особенностей, как конкретного предприятия, так и его рыночного окружения. На сегодняшний день не уделяется должного внимания специфике разработки стратегии для конкретных отраслей и рынков. Это составляет актуальность темы исследования. Мероприятий создания и внедрения стратегии роста на предприятии, работающем на рынке электрооборудования для предприятий, работающих на рынке электрооборудования;– выполнить. А также методы экономического анализа: горизонтальный и вертикальный, структурно-динамический, трендовый, коэффициентный дипломного проекта рассмотрены сущность и значимость стратегии для предприятий, работающих на рынке электрооборудования. предприятий данного рынка. Описаны основные виды стратегий для предприятий, работающих на рынке электрооборудования. Во втором разделе выполнен экономический и баланса предприятия проведен определены направления совершенствования стратегии исследуемого предприятия. В третьем разделе сформулированы стратегические цели роста предприятия, разработан план тактических роста, дана оценка влияния разработанных совершенствований выражается в разработке на российском рынке электрооборудования, которая оказывает положительное влияние. Внедрение разработанной стратегии роста на предприятии позволит увеличить количество клиентов отношению к настоящему периоду для предприятий, работающих на рынке электрооборудовании. Сущность и значимость стратегии для предприятий, работающих на рынке электрооборудования В. Взаимоотношения, которые возникают в процессе продажи электрооборудования от производителей (поставщиков) оптовым и конечным потребителям, ценовой баланс спроса и предложения называют рынком электрооборудования. Как показано на рисунке, объем производства электрооборудования рублей. Имеет место непрерывная положительная динамика развития производства электрооборудования в России высокая зависимость от импорта. Для иностранных электротехнических предприятий рынок РФ является высоко привлекательным, так как имеет место значительная потребность в электрооборудовании, отечественное производство не удовлетворяет существующий спрос, а на качественное и современное электрооборудование имеет место высокий спрос. Ввиду этого иностранные предприятия-производители электрооборудования приобретают доли в российских заводах, а также строят новые заводы на территории РФ. С течением времени прогнозируется продолжение зарубежных предприятий.Для завоевания устойчивых рыночных позиций в определенном сегменте рынка электрооборудования операторам необходимо значительное внимание уделять верному выбору стратегии развития и применять тактические мероприятия по ее реализации.По мнению Фатхутдинова Р.А., стратегия - это разработанные нормативы конкурентоспособности предприятия и выпускаемых им товаров или оказываемых услуг на основе исследования стратегических ценностей, потребностей, товаров и рынков .определяет стратегию как доминирующую линию поведения в области планирования и комплексной хозяйственной деятельности . Таким образом, относит стратегию к функции управления – планированию, а Фатхутдинов Р.А. – к контролю, выделяя значение предварительного проведения исследований.О. Уолкер рассматривает стратегию как более комплексное понятие, затрагивающее спектр вопросов менеджмента и маркетинга. Он определяет стратегию как фундаментальную модель существующих и планируемых задач, распределения ресурсов и взаимосвязей организации с рынками, конкурентами. Основное назначение стратегии заключается в том, чтобы эффективно распределять и координировать рыночные ресурсы и виды деятельности, чтобы выполнять задачи предприятия при работе со своими покупателями (потребителями) .Необходимость стратегической деятельности предприятия, работающего на рынке электрооборудования, вызвана следующими фактами:, его успешность деятельности зависит от поведения во внешней среде;в условиях возрастания конкурентной борьбы наличие стратегического плана позволяет;наличие стратегии позволяет верно реагировать на неопределенности и риски внешней среды;ситуационные подходы, содержащиеся в стратегии, повышаютЕсли тактический план развития предприятия, работающего на рынке электрооборудования, направлен на планирование определенных направлений деятельности, то при разработке стратегии осуществляется выбор новых или существующих направлений, которые следует развивать, а также принимаются решении о ликвидации конкретных продуктов или направлений деятельности. Реализация разработанной стратегии является настолько же важной составляющей деятельности предприятия, как и непосредственно ее разработка.Укрупненно ключевые

Особое значение при производстве туристской услуги имеет инфраструктура туризма. Рассмотрим более подробно ее состав и функции.
Классической триадой туризма принято считать: транспорт - приют - развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристических организаций.
Непосредственно туристские организации производят, в основном, информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.) Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма. По определению, принятому Государственной Думой Российской Федерации, инфраструктура туризма — это «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
Таким образом, инфраструктура туризма — это группа производств, обеспечивающих пассивный туристический баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения.
С развитием туризма возникает новая, весьма динамичная форма потребительского спроса, которая связана с перемещением потребителя с места постоянного жительства. Спрос этот касается целого комплекса товаров и услуг. Удовлетворение любого спроса требует производства соответствующих продуктов. С точки зрения экономики туризм создает новую форму потребления и обуславливает появление соответствующей ей сферы хозяйственной деятельности. Туристское хозяйство состоит из взаимно дополняющих друг друга секторов, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.
Предприятия, занятые производством туристских услуг и товаров, рассматриваются как отдельный сектор экономики. Инфраструктура туризма имеет собственные ресурсы: природные, рекреационные, производственные фонды-предприятия обслуживания, кадры, а также связи с другими секторами экономики. Инфраструктуру туризма в настоящее время характеризуют самые высокие темпы роста среди производственно-хозяйственных межотраслевых комплексов.
В 1950 году число туристов во всем мире составило 25 млн человек, а оборот предприятий инфраструктуры туризма составил 2,1 млрд долларов США, в 1990 году эти показатели составили соответственно 363 млн человек и 150 млрд долларов США, в 1999 годы эти показатели выросли в полтора раза. На международный туризм приходится сегодня 6-7% международного торгового оборота. Сейчас оборот предприятий инфраструктуры туризма равен размеру валового национального продукта Японии и составляет свыше 3 трлн долларов США. За исторически короткий период, прошедший после окончания второй Мировой войны, инфраструктура туризма превратилась в один из крупнейших секторов мирового хозяйства. Это произошло в результате воздействия ряда факторов: роста доходов населения, в частности, той части, которую можно употребить сверх удовлетворения потребностей первой необходимости и на удовлетворение рекреационных потребностей; растущей урбанизации и ухудшения экологической ситуации в городах; роста массива свободного времени; развития транспортных средств; увеличения доли международной торговли в хозяйственном комплексе; развития международного разделения труда.
Материальная основа международного туризма представляет собой важный элемент международных экономических отношений. Она создает необходимые условия для осуществления деловых и профессиональных контактов, неуклонное расширение которых обусловлено объективным процессом интеграционных процессов мирового сообщества. Обеспечивая размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание представителей деловых и научных кругов, инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.
Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей, инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты. Кроме того инфраструктура туризма расширяет сферу приложения труда, влияет на развитие экономики и способствует улучшению условий жизни местного населения.
Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурного сервиса и туризма, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно. Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые — туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства. Вообще предприятия можно разделить на «туристские» и «нетуристские» приближенно, что позволяет лишь относительно установить границы отрасли, а отсюда определение доходов инфраструктуры туризма значительно затруднено, а диверсифицированность доходов затрудняет точный подсчет поступлений от туризма.
Приведем перечень предприятий, способствующих производству туристского продукта (Таблица 16).

Это далеко не полный перечень, ибо туристскую инфраструктуру формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, торговли и пр.

В статье раскрыты особенности развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях и ее потенциальных ресурсов. Определены и проанализированы составляющие туристической инфраструктуры, факторы ее развития и ее влияние на развитие промышленного туризма.

Ключевые слова: туристическая инфраструктура, промышленная территория, промышленный туризм.

Постановка проблемы. Туризм – важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве в обмен на услуги, предоставленные непосредственно на его территории. Туризм основан на использовании местных туристических ресурсов, а взамен предприятия или государство должны получить доход.

В связи с этим перед всеми туристическими предприятиями возникают все новые проблемы. Среди них можно выделить необходимость повышения уровня комфорта, разработки новых уникальных направлений, завоевания новых туристических рынков и т.д.

Одним из главных направлений разрешения этих вопросов является развитие туристической инфраструктуры. Но ее создание требует повышенного внимания со стороны как предприятий инфраструктуры, так и государства.

Цель статьи – исследование особенностей развития туристической инфраструктуры на промышленных территориях.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам развития туристической инфраструктуры на различных территориях, в том числе на промышленных, уделяют внимание в своих работах различные зарубежные и отечественные авторы: В.Ф. Данильчук, В.С. Пацюк, А.Д. Чудновский, О.Е. Афанасьев, М.А. Жукова, В.Ф. Буйленко, И.В. Зорин, В.И. Курилова, А.Н. Чередниченко, Д.В. Визгалов, Ю.Г. Тютюнник .

Так, например, В.Ф. Данильчук отмечает, что инфраструктура туристической базы Украины еще не соответствует современному мировому уровню, хотя в последние годы наметились тенденции по созданию современных высококлассных отелей, корпусов и номеров на базах отдыха .

В.М. Иванова пишет, что под инфраструктурой туризма следует понимать не только социальные услуги непосредственно туризма, но и комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных с индустрией туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма и собственно туристов .

Изложение основного материала. Туристическая индустрия – взаимосвязанная система предприятий и предпринимателей, которые предоставляют туристам все необходимые для потребления и достаточные для осуществления самого процесса туризма туристические услуги, работы и товары. Бурное развитие массового туризма в мире вызывало равноценное развитие индустрии туризма и смежных отраслей хозяйства, науки и культуры, системы образования . Исходя из этих предпосылок, туристическая индустрия – совокупность гостиниц и других средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечений, объектов познавательного, лечебного, оздоровительного, спортивного, религиозно-культового, делового и другого назначения; организаций, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность, а также оказывают туристическо-экскурсионные услуги .

На данном этапе развития, независимо от государственного строя страны или территории туристического центра, в сфере туризма действуют несколько различных типов предприятий, осуществляющих туристическую деятельность, а именно организаторы туризма (туристические операторы и туристические агентства), перевозчики, гостиницы и другие предприятия системы размещения, общественного питания, развлечения и т.д. К дополнительным предприятиям туристической сферы относят предприятия банковской сферы услуг, страхования, информации и др. В специальных видах туризма могут участвовать лечебные, образовательные, спортивные и другие учреждения, деятельность которых адекватна целям конкретного туристского продукта. Важно, чтобы все эти организации гармонично дополняли друг друга и предоставляли все услуги, необходимые потребителю и достаточные по количественным, качественным и ассортиментным показателям. Объединение перечисленных предприятий в комплексы формирует туристическую инфраструктуру.

На данный момент понятие «туристическая инфраструктура» имеет много дефиниций (таблице 1).

Таблица 1

Дефиниции термина «туристическая инфраструктура»

Сущность термина Автор
Совокупность объектов, обеспечивающих отдых и развлечение туриста, обусловленная развитием туризма М.А. Жукова
Необходимое условие освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Особенность туристской инфраструктуры в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни населения данного района, а также создаёт большое количество рабочих мест В.Ф. Буйленко
Комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы И.В. Зорин
Совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей В.И. Курилова

Главным элементом любой туристической инфраструктуры являются ее ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые имеют комфортные особенности и пригодны для создания туристической инфраструктуры . Эти ресурсы можно разделить на 3 группы:

1) рекреационные;
2) познавательно-культурные – представляют историческое и культурное прошлое страны;
3) современные – демонстрируют современное достояние страны.

Развитие инфраструктуры и взаимосвязей ее элементов является ключевой составляющей любого места прибывания туриста (дестинации) (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи и взаимодействие инфраструктуры и туристических ресурсов

Проанализировав рис. 1, можно сказать, что туристическая сфера в целом состоит из взаимосвязанных элементов, которые ее формируют. Так, наличие определенных туристических ресурсов предопределяет развитие туристической инфраструктуры и ее звеньев. Развитая инфраструктура в совокупности с туристическими ресурсами создает некую туристическую зону, которую называют туристической дестинацией. А уже туризм в целом формируют многочисленные дестинации.

В настоящее время имеется значительное количество видов и форм туристической деятельности. Среди них промышленный туризм является достаточно новым видом, но с каждым годом получает все большее признание. Это связано с тем, что он носит познавательный, обучающий и исследовательский характер. Промышленный туризм – это организация регулярных туристических туров на действующие (или когда-то действовавшие) промышленные предприятия. В основном данные предприятия сконцентрированы на промышленных территориях и имеют определенную инфраструктуру для туристов . Промышленная территория рассматривается в общем виде как земельное пространство с определенными границами, на котором расположен производственный комплекс, включающий в свой состав предприятия крупного индустриального производства, доля которых в валовом внутреннем продукте территории и структуре занятых составляет более половины всех хозяйствующих субъектов .

Развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях имеет особый характер. При оценке ресурсных возможностей туристической инфраструктуры на любых территориях, в том числе на промышленных, необходимо учитывать несколько групп факторов (рис. 2).


Рис. 2. Группы факторов развития туристической инфраструктуры

Из рисунка следует, что для формирования любой туристической инфраструктуры, в том числе на промышленной территории, необходимо наличие трех групп факторов. Первая объединяет естественно-природные и социально-экономические ресурсы. Это природные и антропогенные ресурсы, территории туристических дестинаций и их характеристики, сложившиеся социально-экономические и хозяйственные связи. Ко второй группе относится экономическая емкость промышленного рынка дестинации, которая включает объем общественных потребностей экономики дестинации и объем рыночного спроса местного населения и туристов. Третья группа факторов представляет собой финансовый потенциал туристической инфраструктуры. Здесь можно выделить две группы ресурсов – внешние и внутренние. К внешним относятся субсидии, субвенции, трансферты, средства, формируемые в связи со льготным налогообложением хозяйствующих субъектов, средства различных межрегиональных программ, средства международного финансирования туристских программ региона и его субъектов, средства внешних инвесторов. Внутренние финансовые ресурсы инфраструктуры включают амортизацию, местные налоги, имущество и прибыль саморегулирующихся организаций, учрежденных органами власти, запасы товарно-материальных ценностей, денежно-валютные средства, ресурсы страховых организаций .

Для того чтобы промышленная территория стала туристической дестинацией, необходимо наличие: туристических ресурсов и туристической инфраструктуры. В свою очередь, инфраструктура включает:

Места размещения, питания, развлечений и высокоразвитую транспортную систему;
- достопримечательности, интересующие туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных требований конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная «изюминка» для привлечения туриста на территорию дестинации);
- информационные (например, глобальные информационные системы «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационные системы, так как это необходимый инструмент информирования туристического рынка .

Ярким примером развития туристической инфраструктуры на промышленной территории в Украине является Донецкая область. Она занимает второе место в стране по количеству туристических объектов, поэтому обладает значительными возможностями для развития промышленного туризма.

Природно-заповедный фонд Донецкой области составляет около 3% ее территории. В области расположены четыре региональных ландшафтных парка, национальный природный парк, Украинский степной заповедник НАН Украины, ботанический сад НАН Украины. На ее территории произрастает более 200 охраняемых видов растений . В области находится 38 природных памятников, 13 заповедных урочищ, 1 парк-памятник садово-паркового искусства. Только в Святогорске сосредоточено 129 памятников археологии и 73 исторических памятника, повествующих о культурном наследии прошлых времен. В области развивается инфраструктура оздоровительных учреждений (463), туристических предприятий (142, из которых 40% являются туристическими операторами), гостиниц. На сегодняшний день функционирует 71 гостиница, что в целом дает возможность принять более 5 тыс. туристов . Вместе с тем наполняемость отелей на сегодня остается низкой – 20%.

В отношении сервиса и качества предоставляемых услуг можно отметить рост требований к персоналу и улучшение качества. Поэтому ныне Донбасс может принимать гостей на должном уровне.

Помимо ознакомления с историческими памятниками, посещения ботанического сада, отдыха в Святогорье и на Азовском море, Донецкая область может предложить туристам посещение промышленных объектов, расположенных на ее территории. Для многих туристов может стать интересным то, как работает тяжелая промышленность, поскольку не в каждой стране мира есть такие глубокие шахты по добыче угля, а также металлургические заводы, где работают ковш-печи, доменные печи. В последнее время жители других регионов Украины и иностранцы интересуются экскурсиями на предприятия Донбасса, в частности на Артемовский завод игристых вин, желают спуститься в настоящую шахту .

Из вышесказанного следует, что Донецкая область является ярким примером того, как промышленная территория может стать туристическим центром за счет наличия туристических ресурсов и развитой туристической инфраструктуры.

Выводы. Таким образом, туристические ресурсы и туристическая инфраструктура являются важными составляющими, благодаря которым происходит развитие туристической деятельности на промышленной территории. При научно обоснованном учете условий промышленного региона, а также факторов развития туристической структуры и особенностей отдельных регионов области создаются предпосылки превращения Донецкой области в ведущий центр промышленного туризма, что повлияет на развитие туризма в целом по Украине.

Результаты анализа свидетельствуют, что развитие туристической инфраструктуры на промышленных территориях представляет собой особый процесс, который требует развития как научно-методологических подходов к его организации, так и практических рекомендаций по их внедрению.

Список использованных источников

1. Данильчук В.Ф. Особенности формирования и развития туристических предприятий: монография / В.Ф. Данильчук.– НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк, 2006. – 240 с.
2. Иванова В.М. Туризм: основы, направления, структура / В.М. Иванова. – М.: ИД «Феникс», 2008. – 265 с.
3. Данильчук В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленных территориях / В.Ф. Данильчук // Економіка промисловості. – 2009. – №1. – С. 208-210.
4. .
5.
6. Буйленко В.Ф. Развитие современного туризма / В.Ф. Буйленко. – М.: Феникс, 2008. – 416 с.
7.
8. Курилова В.И. Индустриальный туризм: основные проблемы развития / В.И. Курилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Nzvdpu/geograf/2010_11/indystrialnuu%20tyruzm.pdf .
9. Чудновский А.Д. Туризм и компьютерные системы бронирования: учеб. пособ. / А.Д. Чудновский. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 2007. – 400 с.
10. Афанасьєв О.Є. Промисловий туризм на Дніпропетровщині: напрями, перспективи та досвід використання / О.Є. Афанасьєв // Минуле, сучасне та майбутнє туризму Дніпропетровщини: матеріали обласної відкритої туристсько-краєзнавчої конференції. – Д.: ДДЮЦМС, 2006. – С.88–90.
11. .
12. Тютюнник Ю.Г. Охрана и заповедание индустриальных ландшафтов / Ю.Г. Тютюнник // География и природные ресурсы. – 2006. – №2. – С.148.
13. .

У статті розкрито особливості розвитку туристичної інфраструктури на промислових територіях та її потенційних ресурсів. Визначено та проаналізовано складові туристичної інфраструктури, фактори її розвитку та її вплив на розвиток промислового туризму.

Ключові слова: туристична інфраструктура, промислова територія, промисловий туризм.

The features of development of tourist infrastructure on industrial territories and its potential resources are exposed in the article. Certainly and the constituents of tourist infrastructure, factors of its development and its influence, are analysed on development of industrial tourism.

Keywords: tourist infrastructure, industrial territory, industrial tourism.