Собор Святого Петра — величайшая христианская церковь в Риме.

Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. ">

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией.


В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.


Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями Бернини и молодого Микеланджело.

В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.


Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.


Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.


На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.


Высота каждой статуи — почти 6 метров.



Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.


Швейцарский гвардеец

Святые ворота


Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.


Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

общий вид зала.


Потолок








Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.






Центральный неф


Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором св. Петра.


В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Статуя Св. Петра


В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.


Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресло относят к раннему Возрождению.

29 июня в день памяти апостола Петра, его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.


Трон Св. Петра и Слава


Неф базилики


Кафедра Святого Петра


Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра ЗДЕСЬ


Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.


Предметом картины на Алтаре является праздничная месса Св Basil в присутствии Римского Императора Valens.St.


Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII.


Алтарь св. Иеронима. Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.


Балдахин


В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Парит в сиянии символ Святого Духа.






Правый неф

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà) .

Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец” .

Это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.


Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына - Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.


Площадь Святого Петра в Риме раскинулась перед одним из самых грандиозных храмов мира – базиликой Св. Петра. До реконструкций, проведенных при Муссолини, площадь Святого Петра буквально ошеломляла всех, кто посещал ее. Римляне, выходившие с узких улочек, где до последнего момента не было видно купола собора, вдруг попадали на огромное открытое пространство, окруженное с двух сторон колоннами, а с третьей – величественным соборным фасадом.

Площадь Святого Петра построена в форме овала, размеры которого составляют 340 метров в длину и до 240 метров в ширину. Образовавшаяся полусфера является символом веры, которая принимает любого человека, решившего посетить храм Святого Петра. К базилике ведет широкая лестница, с двух сторон площадь обрамлена колоннадой.

Ватикан - колоннада Бернини

Колоннада на площади Святого Петра была построена по проекту архитектора Джованни Бернини в 1656-1667 годах. Она состоит из 284 дорических колонн, распределенных в четыре ряда, над которыми установлены 162 восьмиметровых скульптуры католических святых.

Есть интересная особенность у колоннады. В центре площади между фонтанами и обелиском есть две точки, отмеченные белым мрамором. Если встать на одну из них, то четыре колонны из разных рядов сольются и будут видны только первые колонны и Вам покажется, что колоннада состоит из одного ряда колонн. А стоит сделать шаг в сторону, то за первой будут видны все остальные колонны.

Колоннада Бернини была несколько раз воспроизведена в других странах, так одно из похожих сооружений мы можем видеть на Невском проспекте в Санкт-Петербурге – это колоннада Казанского собора, построенная в начале XIX века русским архитектором Андреем Воронихиным.

Обелиск на площади Святого Петра

Обелиск в центре площади датируется I веком до нашей эры, его привезли из Египта, из окрестностей современного Каира – Гелиополя для цирка Нерона, где он оставался долгое время. По легенде в шаре, венчающем монумент, хранился прах Юлия Цезаря.

10 сентября 1586 года по приказу папы Сикста V обелиск перетащили на площадь с помощью сложного приспособления, построенного инженером Домеником Фонтаном. Эти трудные маневры машина выполняла с участием 140 лошадей. Доменико Фонтан предупредил, что любой звук может обрушить конструкцию и поэтому за любое произнесенное во время работы слово полагалась казнь.

В самый ответственный момент веревки стали слабеть и огромная махина должна была завалиться набок. Но в это время генуйский моряк выкрикнул: «Воду на канаты!». Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска и он отлично знал, что когда канаты намокают, они стягиваются.

Обелиск высотой 25,5 метров был спасен и успешно установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Согласно легенде, тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. Просьба капитана была скромна – он попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, предшествующее Пасхе.

Высота обелиска вместе с постаментом и крестом на вершине составляет 41 метр.

Однако, прах Юлия Цезаря во время этих работ так и не был обнаружен. Шар был помещен в Ватиканские музеи, а на обелиске установили крест.

Рядом с обелиском находятся два фонтана XVII века работы Мадерна и Бернини.

Площадь Святого Петра в настоящее время

По воскресеньям и в праздничные дни здесь собираются все, кто хочет услышать проповедь папы. Площадь заставляется стульями и пришедшие слушают речь главы католической церкви на 20 языках. Ровно в полдень Папа произносит свою речь с балкончика над главным входом в базилику или из окон своего кабинета, которые расположены с левого края на последнем этаже здания, находящегося за колоннадой справа.

Есть еще одна возможность увидеть папу. В среду в 10 часов утра он проводит всеобщую аудиенцию. Правда, если не занять место заранее, то ничего, кроме спин и фотокамер, Вы не увидите.

В остальное время Площадь Святого Петра полна туристами, пришедшими в музей. При этом нельзя забывать, что никакие фривольности в одежде здесь не допускаются. Если же Вы одеты не соответствующе, лучше сразу по пути купить в сувенирном киоске футболку с рукавами или какую-нибудь накидку-платок.


Грандиозная площадь Святого Петра в собирает тысячи туристов изо дня в день. Расположилась она прямо возле католического (по задумке одного из понтификов). Это удивительное место стало исторической и христианской ценностью . Два полукруга площади, а в центре сорокаметровый обелиск с высоты птичьего полета напоминают замочную скважину. По контуру полукругов стоят небольшие соединённые колоны, что стали обрамлением. А чуть дальше, за их пределами, начертана белая линия. Странно, но на нее практически никто не обращает внимания, хотя это достаточно важный государственный чертеж. Что она означает? Государственную границу, которая и отделила Рим от Ватикана.

История создания

В то время вместо площади Святого Петра в Ватикане стояли прекрасные сады и цирк Нерона. В большом цирке в свое время были казнены Апостолы Петр и Павел. Нерон решил увековечить свой знаменитый цирк и обратился к скандальному Калигуле. Именно он завез в Ватикан сорокаметровый обелиск с Египта. Для этого понадобилась не одна сотня рабочих и дюжина колесниц. В конце концов, в четвертом веке Калигула смог справиться со своей задачей и доставил в Ватикан обелиск на площадь Святого Петра. Изначально он стоял в самом центре цирка. Нерон хотел, чтобы это замечательное его здание было видно с любой точки Ватикана, ну и соответственно в Риме. Обелиск на площади Святого Петра стал единственным из 13-ти, который сохранился до наших дней.

В шестнадцатом веке от цирка Нерона и садов не осталось и следа. Площадь на тот момент представляла собой большое прямоугольное пространство. Оно было заполнено грунтом, поэтому во время дождей местность превращалась в вязкое болото. Папа Юлий Второй начал стройку величественного собора, соответственно, площадь перед ним портила всю картину. Папа Сикс Пятый помог Юлию очистить от скверны обелиск и само пространство, следом площадь стали приводить в порядок. Проектированием знаменитой площади Святого Петра в Ватикане занимался Лоренцо Бернини, которой и смог идеально соединить ее с фасадом собора.

Воскресная площадь

На площади Святого Петра в Ватикане в каждое воскресенье собирается немалое количество туристов и католиков. Что же их так привлекает? Все ждут появления Папы Римского. Каждое воскресенье в 11.00 понтифик появляется на балконе собора Святого Петра, чтобы благословить людей и паломников. После благословения он вместе со всеми читает молитву «Ангел Господень». Такое чтение вызывает восторг и невероятное ощущение единства у всех, кто побывает на мероприятии. Если на улице дождливая погода, то собрание и чтение молитвы проходит в зале собора. К сожалению, не все желающие могут попасть туда, ведь зал рассчитан только на 3000 человек и вход исключительно по билетам. Сейчас они стоят 12 евро и достать их на ближайшее воскресенье невозможно, уж слишком много желающих. Билеты купить можно, как и у входа в собор в любой будничный день, так и на сайте www.selectitaly.com. Для тех, кому не удалось попасть на торжественную аудиенцию папы, проводится прямая трансляция на огромном мониторе с внешней стороны собора.

Фонтаны

На площади Святого Петра в Ватикане вы увидите два чудесных фонтана. Они создавались в абсолютно разные эпохи и разными знаменитыми авторами, но при этом выглядят как близнецы. Фонтан, что находится в левой части площади (если стоять спиной к собору), возвели в 1614 году. Это творение принесло славу и признание архитектору Карло Модерно. Конструкция фонтана стала самой первой в Риме, достаточно необычной и в тоже время восхитительной. В 1667 году Джан Лоренцо Бернини смог повторить работу мастера и создал второй подобный фонтан, только с правой стороны площади. Таким образом добавилась некая симметричность в пространство. Оба фонтана просто идеально вписываются в барочный стиль собора и прибавляют площади Святого Петра некой гармоничности.

Как доехать?

До площади Святого Петра в Ватикане доехать достаточно просто. Вам стоит сесть в автобус под номером 64 и выйти на остановке Largo Di Porta. Выйдя из автобуса, нужно будет подняться на квартал в северном направлении. Обелиск на площади станет для вас в этот момент неким ориентиром, так что вы уже точно не заблудитесь. На своем авто добраться, конечно же, проще. Улица Via della Conciliazione приведет вас к нужному месту.

Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…



Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.



Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.



Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.



Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.



Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.



Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.



Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.





Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.



Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.



Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.



В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.



В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.



Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в соборе, начиная с первого - апостола Петра. Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами - Джотто, Бернини, Микеладнджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена. В соборе хранится Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей архиепископа Константинопольского Св. Иоанна Златоуста.

До 1990 года собор Святого Петра в Риме являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот’д Ивуар - бывший Берег Слоновой Кости). Размеры собора потрясают. Он занимает площадь в 22067 квадратных метров. Высота собора составляет 133 метра, длина с портиком - 211,5 метра. Кстати говоря, крупнейшая в мире христианская церковь - та самая базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро - возведена по образцу Собора Святого Петра.



В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело Буонаротти выполненная незадолго до его смерти. Это зарисовка, на которой красным мелом изображена деталь одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме.



Собор Святого Петра стал символом могущества католической церкви. Но также стал и образцом, чьи черты узнаваемы во всех крупных храмовых всех постройках христианских стран последующих столетий.



Ещё пара ночных видов собора Святого Петра







Собор Святого Петра - одна из самых известных достопримечательностей Италии, он расположен в западной части Рима, на территории анклава Ватикан, являющегося самостоятельным государством. В античные времена на этом месте находился цирк, где проводились гладиаторские бои, а также под восторженные крики толпы христиане предавались мученической смерти. И строительство католического собора на этом месте является символом победы христианства над язычеством. В 67 году на этот самом месте был распят и апостол Петр, но, согласно его просьбам не уподоблять его казнь смерти Иисуса Христа, Петра распяли вниз головой.

Ватикан, Собор Святого Петра - одна из самых известных достопримечательностей Италии, он расположен в западной части Рима, на территории анклава Ватикан, являющегося самостоятельным государством. В античные времена на этом месте находился цирк, где проводились гладиаторские бои, а также под восторженные крики толпы христиане предавались мученической смерти. И строительство католического собора на этом месте является символом победы христианства над язычеством. В 67 году на этот самом месте был распят и апостол Петр, но, согласно его просьбам не уподоблять его казнь смерти Иисуса Христа, Петра распяли вниз головой. Базилика, названная в честь Святого Петра, была возведена на этом самом месте, она была воздвигнута в 326 году по приказу императора Константина. Эта базилика простояла более десяти веков, но и она обветшала.

В 1452 году во время правления Папы Римского Николая V началось строительство собора Святого Петра на месте старой базилики, но после смерти владыки все работы по возведению храма были приостановлены. И только спустя полвека Папа Римский Юлий II решил продолжить строительные работы, и заказал новый проект храма известному архитектору Браманте. Было принято решение построить новый собор в форме греческого равностороннего креста, но архитектор умер, а церковь так и не была построена. Дальнейший проект храма разрабатывал уже Рафаэль, решивший заменить греческий крест на латинский. А в дальнейшем строительство Собора Святого Петра осуществлял Микеланджело Буонаротти, спроектировавший купола собора. Задуманное удалось только после его смерти, а строительство уже велось под руководством архитекторов Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. Были завершены оба купола - внутренний купол округлой формы и внешний купол, вытянутый вверх, словно стремящийся в небеса. Строительство храма завершил архитектор Карло Мадерно, в это время были выстроены капеллы и выполнено декоративное оформление фасада. Собор Святого Петра был освящен только 18 ноября 1626 года Папой Римским Урбаном VIII, в этот год праздновалась 1300-летняя годовщина с момента основания первоначальной базилики.

Алтарь Собора Святого Петра был установлен на том же месте, что и алтарь первой базилики, а в полу храма специально было прорублено окно, получившее название «исповедальня». Через него верующие и священнослужители могли заглянуть в то место, где под землей находился гроб с прахом апостола Петра. В 40-х годах ХХ столетия в этом месте проводились раскопки, подтвердившие, что в гробу находятся именно останки Петра, об этом свидетельствовали и надписи, и рисунки, и другие артефакты.

Собор Святого Петра на протяжении долгих лет являлся самым высоким храмом в мире, его размеры потрясают своим размахом - шедевр сакральной архитектуры занимает огромную площадь в 22067 кв. м., он устремляется ввысь на 189 метров, а его ширина составляет211 метров, включая портик. И только в 1990 году в африканской стране Кот"д Ивуар, расположенный в районе Берега Слоновой кости, был построен другой христианский храм, высота которого превышает габариты Собора Святого Петра в Ватикане. Но после собора Ямусукро храм Ватикана остался одним из самых высоких соборов мира.

У входа в собор можно увидеть две грандиозные скульптуры, одна из них изображает апостола Петра, другая - апостола Павла. Святой Петр держит в руках ключи, символизирующие вход в рай, считается, что ключи от Небесного Царства были вручены ему самим Богом. Попасть внутрь собора можно, пройдя через одну из пяти дверей, с правой стороны находится и «Святая» дверь, которая открывается лишь на один год раз в четверть века. Она имеет еще одно название - «юбилейная». А само слово «yobel» — это название козлиного рога, которым в древности ознаменовывалось начало святого года. Эта дверь замурована бетоном, а разбивается он только в юбилейный год накануне Рождества Христова, проводящегося по католической традиции 25 декабря. Папа трижды преклоняет колени перед входом через «святую» дверь, а затем трижды ударяет молотком по остаткам бетона, и только после этого он может войти внутрь. Юбилейный год заканчивается, и святая дверь снова бетонируется и стоит в таком виде следующие четверть столетия.

Вызывают интерес и бронзовые двери Собора Святого Петра в Ватикане, над ними долгое время работал известный мастер из Флоренции Филарет, живший в XV столетии. Вверху дверей изображены восседающие на золоченом троне Иисус Христов и Дева Мария, в центральной части композиции - апостолы Петр и Павел, а внизу - сцены распятия святых апостолов. А взглянув вверх, можно увидеть барельеф «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного», выполненный из мрамора мастером Бернини. Украшение собора производилось на протяжении нескольких столетий, а в отделке принимали участие только лучшие мастера искусств своего времени, украсившие стены и своды храма многочисленными мозаичными изображениями. В Соборе Святого Петра находится и выполненная Микеланджело скульптурная композиция, получившая название «"Оплакивание Христа».

Величественный купол собора взмывает в небо как легкое полотно или парус, и у посетителя храма возникает чувство легкости всей конструкции, хотя размеры купола в диаметре составляют 42 метра, за что жители Рима называют его словом «куполище». Сам купол, а также фриз храма, словно тонкая памятная летная, окружает мозаичная надпись из Евангелия. Она гласит: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Эти слова приписываются Иисусу Христу, на их основании апостол Петр считается первым Папой Римским, а все последующие владыки католической церкви считают себя наместниками Святого Петра. С внутренней стороны грандиозный купол украшен изображением евангелистов - Иоанна, Марка, Матфея и Луки. Рядом с каждым находится символическое животное, упомянутое в Апокалипсисе, написанном Иоанном Богословом, — лев, вол и орел, и только рядом с Матфеем изображен ангел. Согласно католической традиции, в Евангелии от Матфея все буквы выводил сам ангел, держал за руку пишущего апостола.

Алтарь находится в центре крестообразного собора, в любое время суток на нем находятся зажженные лампады, которые не угасают. Перед этим алтарем имеет право вести службу только сам Папа Римский, поэтому и алтарь получил название папского. А рядом находится и скульптурная композиция, выполненная из бронзы, она изображает восседающего на троне апостола Петра. Согласно старинному поверью, если поклониться апостолу и дотронуться до его ступней, сбудется даже самое сокровенное тайное желание, поэтому бронзовые ступни Петра уже давно поистерлись, а цвет, словно начищенной бронзы сильно отличается от других частей скульптуры.

Многочисленные внутренние капеллы, построенные по всему периметру собора, придают храму особый изыск, легкость и неповторимость. А внутри них хранятся бесценные шедевры, живопись и скульптура, святые реликвии, а также гробницы, в которых покоится прах руководителей католической церкви, римских императоров и итальянских королей. Имена всех похороненных в Соборе Святого Петра священнослужителей и высоких особ можно, посетив ризницу, они запечатлены в камне - выбиты на мраморной доске. Надгробия римских пап, которые можно увидеть в соборе, были изготовлены выдающимися мастерами своего времени — Джотто и Торвальдсеном, Бернини и Гульельмо делла Порта, а также великим Микеланджело.

Главной реликвией Собора Святого Петра в Ватикане можно назвать , принадлежавшее римскому сотнику Лонгину, именно оно пронзило тело Иисуса Христа, распятого на кресте, данная реликвия была привезена в Ватикан из столицы Византийской империи - Константинополя, другой важной реликвией являются мощи Святого Иоанна. Вызывает интерес и одна из капелл, получившая название «Капелла Крещения», алтарь которой украшает мозаичное изображение Крещения Господнего. А купель для крещения младенцев выполнена из крышки гроба германского императора Оттона II, жившего в X столетии, его прах также покоится в соборе. Лучшим мозаичным изображением Собора Святого Петра считается мозаика «Похороны Святой Петрониллы», выполненная в качестве копии с картины известного художника Гверчино. Ее можно увидеть, посетив капеллу Михаила Архангела, а зрительный эффект достигается благодаря контрасту ярких тонов мозаичного полотна с плохим освещением этой удаленной части собора. Надгробие Римского Папы Климента XIII богато украшено, а сам гроб покоится на стилизованных львиных лапах, выполненных в XIX веке.

Одной из самых красивых и необычных является Григорианская капелла , выполненная мастером Джакомо делла Порта, ученика великого Микеланджело, который работал по рисунку своего известного учителя. Капелла получила свое название, так как в ней находится надгробие Римского Папы Григория XIII, а на его саркофаге изображена сцена принятия нового календаря, в честь него называющимся григорианским, это памятное событие произошло в 1582 году. До этого использовался юлианский календарь, до сих пор являющийся основной точкой отсчета всех религиозных праздников православной церкви, так и не желавшей принять нововведение. К XVI столетию были замечены многие неточности календаря, которые привели к временному смещению многих важных дат, включая празднование Пасхи, и потому в Ватикане возникла необходимость разработки и принятия нового календаря. А над могилой Римского Папы Григория XIV вместо украшений находится только пустая ниша, это объясняется следующей легендой.

Глава католической церкви болел, и никакое лекарство не помогало ему - ни целебные отвары, ни снадобья. Тогда врачи повелели добавлять в лекарства толченые драгоценные камни, которые были взяты из сокровищницы Ватикана. Лекарство все равно не помогло, Григорий XIV отправился в мир иной, но сокровища были безвозвратно утрачены, а денег на украшение надгробной ниши, расположенной над саркофагом священнослужителя, уже не осталось. Зайдя внутрь капеллы Святых Таинств, можно увидеть изготовленный мастером Бернини реликварий, выполненный из бронзы и впоследствии покрытый тонким слоем позолоты, в нем хранится немало святых реликвий храма. Капеллу украшает картина «Троица Новозаветная», написанную масляными красками художником Пьетро да Кортоной. Вызывает интерес и окутанная легендами витая колонна, ранее находившаяся в иудейском Храме в Иерусалиме, считается что Иисус прикасался к ней, а слова о даровании апостолу Петру ключей от Царствия небесного произнес вслух, стоя около этой самой колонны.

Автор Ольга Салий