Маленькие содомы. Главный дворец российской империи

ДЖИНН ЛОМАЕТ СТАРЫЙ И СТРОИТ НОВЫЙ ДВОРЕЦ

Рухнул дворец на джинна, полетели камни, крыша, а он даже рукой не заслонился, будто мелким дождичком посыпало. Он радовался, хохотал и кидал камни дворца в самое небо.

Ишь, - засмеялся дедушка, - каменья только почиркивают.

Не прошло и пяти минут, как джинн разломал дворец, а остатки втоптал в землю. Вытер рукавом пот с лица.

Молодец, Миша! - похвалил дедушка. - Быстро поломал.

Джинн повернул к нам щербатое, измазанное штукатуркой лицо, проговорил:

Згучубуру. Бэрчугарачу.

Миша интересуется, - пояснил дедушка, - какой мы желаем дворец: с пятью фонтанами или одним садом висячим?

Джинн закивал головой и показал руку с растопыренными пальцами.

Да пускай делает дворец такой, как раньше был, - сказал Торопун-Карапун. Ему было очень жалко разрушенного дворца.

Джинн еще раз кивнул головой - мол, ясно.

И мы с интересом стали ждать, как он станет строить дворец. А джинн, понимая, что за ним наблюдают, выпрямился во весь свой великанский рост, отставил правую ногу и носком башмака, поворачиваясь, как циркуль, начертил круг. Потом он махнул правой рукой и поймал на лету огромную трубу, появившуюся прямо из воздуха. Джинн укрепил трубу посредине круга.

Для фонтанов и вообще для воды, - пояснил дедушка.

Джинн махнул левой рукой, и в ней появился гигантский кран. Очень ловко джинн приладил кран к трубе.

Мастеровитый! - похвалил дедушка. - Вишь, голова какая. О-о! Все может, золотые руки у парня!

Между тем джинн неторопливо вышел из круга, махнул двумя руками и поймал нижнюю часть здания, поставил в круг. Затем, идя по кругу и все ускоряя движения, стал ловить не отдельные камни, а целые блоки - то стену с окном, то колонну. На наших глазах поднимался дворец. А джинн бежал все быстрее и быстрее, и только слышно было, как хлопались тяжелые каменные громады. Он уже в вихре кружился вокруг дворца, его уже не стало видно. Казалось, перед нами стремительно, неудержимо вращалось радужное колесо, а посредине, точно цветок, распускался, открывая свои лепестки, голубой дворец с хрустальным куполом.

Никогда не забуду этого прекрасного зрелища.

Постепенно круг как бы стал оседать, вращался все медленнее, и, наконец, возник джинн. Он сделал еще несколько кругов, что-то подправил на крыше, подравнял колонны, сдунул пыль с окон и отошел, чуть покачиваясь. Грудь его высоко вздымалась, и над нами, как ветер, проносилось его дыхание.

Ай молодец! - похвалила Ложка.

Ура! - крикнул Торопун-Карапун и захлопал в ладоши, счастливый, как в театре.

Ура! - подхватили мы.

Джинн прижал руку к сердцу, мол, делал все от души, старался не ударить в грязь лицом. Особо он поклонился Торопуну-Карапуну. Наш капитан так и просиял.

Ну, Миша, - сказал дедушка, - порадовал гостей.

Джинн поднял правую руку.

Молодой Кристобаль
Хунта привел в дружину Карлу Великому китайского, натасканного на мавров
дракона, но, узнав, что император собирается воевать не с маврами, а с
соплеменными басками, рассвирепел и дезертировал. На протяжении
многовековой истории войн разные маги предлагали применять в бою
вампиров (для ночной разведки боем), василисков (для поражения
противника ужасом до полной окаменелости), ковры-самолеты (для
сбрасывания нечистот на неприятельские города), мечи-кладенцы различных
достоинств (для компенсации малочисленности) и многое другое. Однако уже
после Первой мировой войны, после Длинной Берты, танков, иприта и хлора
оборонная магия начала хиреть. Из отдела началось повальное бегство
сотрудников. Дольше всех задержался там некий Питирим Шварц, бывший
монах и изобретатель подпорки для мушкета, беззаветно трудившийся над
проектом джинн-бомбардировок. Суть проекта состояла в сбрасывании на
города противника бутылок с джиннами, выдержанными в заточении не менее
трех тысяч лет. Хорошо известно, что джинны в свободном состоянии
способны только либо разрушать города, либо строить дворцы. Основательно
выдержанный джинн (рассуждал Питирим Шварц), освободившись из бутылки,
не станет строить дворцов, и противнику придется туго. Некоторым
препятствием к осуществлению этого замысла являлось недостаточное
количество бутылок с джиннами, но Шварц рассчитывал пополнить запасы
глубоким тралением Красного и Средиземного морей. Рассказывают, что,
узнав о водородной бомбе и бактериологической войне, старик Питирим
потерял душевное равновесие, роздал имевшихся у него джиннов по отделам
и ушел исследовать смысл жизни к Кристобалю Хунте. Больше его никто
никогда не видел.
Когда я остановился на пороге, солдат посмотрел на меня одним
глазом, прохрипел: "Не велено, проходи дальше..." -- и снова задремал. Я
оглядел пустую захламленную комнату с обломками диковинных моделей и
обрывками безграмотных чертежей, пошевелил носком ботинка валявшуюся у
входа папку со смазанным грифом "Совершенно секретно. Перед прочтением
сжечь" и пошел прочь. Обесточивать здесь было нечего, а что касается
самовозгорания, то все что могло самовозгореться, самовозгорелось здесь
много лет назад.
На этом же этаже располагалось книгохранилище. Это было мрачноватое
пыльное помещение под стать вестибюлю, но значительно более обширное. По
поводу его размеров рассказывали, что в глубине, в полукилометре от
входа, идет вдоль стеллажей неплохое шоссе, оснащенное верстовыми
столбами. Ойра-Ойра доходил до отметки "19", а настырный Витька Корнеев
в поисках технической документации на диван-транслятор раздобыл
семимильные сапоги и добежал до отметки "124". Он продвинулся бы и
дальше, но дорогу ему преградила бригада данаид в ватниках и с отбойными
молотками.

«Ворота всех народов» представляли собой большой зал квадратной формы с четырьмя резными колоннами. Их «охраняли» колоссальные фигуры шеду – скульптуры крылатых быков с человеческими головами. Через «Ворота наций» некогда проходили к ахеменидским монархам посланцы покоренных ими народов и стран с богатыми дарами и данью. Здесь они ожидали высочайшего разрешения пройти в Ападану – парадный дворец, или «Зал приемов» Дария Великого.

Величественная и богато украшенная Ападана являлась образцом зодчества той эпохи, жемчужиной древней персидской архитектуры. Это был огромный квадратный зал, каждая сторона которого равнялась 85 метрам. Своды потолка «Зала приемов» опирались на 36 каменных колонн, которые искусные мастера украсили барельефами, изображающими сцены придворной жизни.

Ападана занимала площадь свыше 1000 квадратных метров. К огромному залу примыкали лестницы, тоже украшенные рельефными изображениями. До наших дней сохранилось только 13 колонн, которые поддерживали плоские перекрытия. Колонны эти в свое время были широко расставлены, чем создавалось свободное и хорошо освещенное пространство. Рассказывают, что до 10 000 человек одновременно – придворных, воинов, посланников – собиралось в Персеполе во время приемов.

По торжественным дням восседал на троне царь Дарий, а мимо него проходили все те, кто удостаивался чести лицезреть своего могущественного повелителя. На века сохранилась процессия, вырубленная на стенах и по обеим сторонам лестниц. И кого в ней только нет! Маршируют вооруженные мечами воины со своими конями и колесницами; идут сильные мира, шествуют под командой персидских и мидийских сановников саки – в длинноверхих шапках и с длинными бородами, ведут в подарок коней, несут золотые браслеты и драгоценные одеяния; в длинных складчатых одеждах проходят перед Дарием жители грешного Вавилона, несут богатые ткани и кольца; ведут неуклюже переступающих двугорбых верблюдов жители Бактрии. И над всей этой массой конных и пеших – крылатое солнце, которое держат два шеду.

Мощь и величие персидской империи запечатлены здесь на века. Все рельефы в Персеполе были красочными, и хотя краски от времени потускнели, некоторые из рельефов довольно хорошо сохранились и до настоящего времени.

К югу от Ападаны лежат руины Трипилиона – «Зала совещаний», к востоку – руины Тронного зала царя Ксеркса, или «Зала ста колонн». Этот зал назвали так потому, что его перекрытие поддерживали 10 рядов по 10 колонн в каждом. Он был даже больше, чем Ападана, и над сооружением его трудились тысячи искусных архитекторов, инженеров и мастеров самых различных профессий, многие из которых были пленниками завоеванных Ахеменидами стран.

Как и на рельефах Ападаны, на немногих сохранившихся рельефах «Зала ста колонн» мы видим стоящие шпалерами войска. А вот и сам Дарий. Он словно встречает посетителей, сидя на троне под охраной стражи, – так же, как в свое время встречал собиравшуюся на совет знать. «Зал ста колонн» освещался только факелами, и в глубине его всегда царила темнота.

Архитектурный ансамбль Персеполя включал и много других сооружений, их за многие столетия не смогли стереть с лица земли ни солнце, ни ветер. Об их размерах можно судить хотя бы по тому, что сокровищница Ахеменидов, состоявшая из многих залов, занимала площадь в 11 000 квадратных метров. Двери сокровищницы были облицованы тонкими золотыми пластинами. Один небольшой кусок такой пластины найден археологами в 1941 году. На нем отчетливо видны рисунки, изображающие животных и растительные орнаменты.

Персеполь не напрасно называли «парадной» столицей ахеменидских царей. Административной столицей их империи в зимний период был город Сузы, летом – Экбатаны. Персеполь же предназначался для проведения праздников и совершения ритуальных церемоний. Каждый год весной, во время празднования Новруза (Нового года), царь и его придворные собирались в Персеполе для принятия даров от покоренных ими государств.

А богатства в сокровищнице Персеполя хранились немалые. Прекрасные ювелирные изделия, бесценные произведения искусства и многие другие дары – все пополняло казну персидских правителей. Так, греческий историк Диодор пишет, что во время завоевания Ахеменидами Египта из резиденции фараонов были изъяты многочисленные предметы из драгоценной слоновой кости, золотые и серебряные сосуды, скульптурные фигурки Исиды и других богов Древнего Египта, а также прекрасные алебастровые вазы. Многое стало достоянием персидских царей и хранилось в Персеполе. Здесь же оказались кубки хеттских царей и кубок ассирийского царя Ашшурбанипала.

Но в мае 330 года до нашей эры Персеполь был захвачен армией Александра Македонского. Знаменитая пехотная фаланга и легкая боевая конница Александра Великого оказались сильнее боевых слонов и тяжелых колесниц персов. Овладев Персеполем, Александр Македонский захватил сокровища персидских царей. «Кроме царских дворцов, Александр Македонский отдал на разграбление своим воинам весь город. Они набросились на золото, роскошную утварь и расшитые золотом и выкрашенные в пурпурный цвет одежды. Богатую одежду и дорогие сосуды с высокохудожественной отделкой разрубали мечами на части, и каждый брал свою долю».

Античные авторы утверждают, что в Персеполе было сосредоточено драгоценностей из золота и серебра на 120 000 талантов. Для их доставки в Сузы и Вавилон, которые македоняне захватили раньше, понадобилось 10 000 подвод, 300 верблюдов и бесчисленное количество мулов.

Древнегреческий историк Плутарх так рассказывает в своих сочинениях о гибели Персеполя.

Александр пировал и веселился вместе с друзьями. В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она во власти хмеля решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины… Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии. Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота.

Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Понуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех…

Напомним, что в 480 году до нашей эры персидский царь Ксеркс, сын и преемник Дария I, вместе со своим войском перешел через Босфор и начал военные действия на территории Греции. Грозные армии Ксеркса ворвались в Афины и дотла сожгли знаменитый Акрополь с его храмами и святынями. Через год в битве при Платеях персам было нанесено сокрушительное поражение, но еще несколько десятилетий почти по всей Греции отстраивали города и храмы, пострадавшие во время персидского нашествия, – нашествия, которое, как незарубцевавшаяся рана, бередило память греков.

Персеполь взяли без боя, персидские войска находились тогда далеко, к тому же они были уже бессильны. Фактически персы находились на грани окончательного поражения, и дворец был уже собственностью Александра Македонского. Ни с военной точки зрения, ни с точки зрения здравого смысла сожжение Персеполя объяснить невозможно.

Тогда какими же мотивами руководствовался македонский полководец, подвергая разрушению Персеполь? Некоторые историки утверждают, что Александром Македонским владело чувство мести за то, что персы совершили в 480 году до нашей эры нападение на Грецию. Другие исследователи полагают, что Александр Великий знал о том, что зороастрийская традиция считала его символом зла и исчадием ада, порождением Аримана, олицетворяющего злое начало. По свидетельству античных авторов, Александр Македонский был повинен в убийстве многих жрецов-магов и в сожжении «Авесты» – священной книги зороастрийцев.

Каковы бы ни были причины этого жесточайшего разрушения, но о них античные историки стали спорить еще в древности. В огне пожара исчез бесценный царский архив документов, написанных на коже и папирусе, и было загублено одно из ярчайших творений человеческого гения.

ДВОРЕЦ КИРА ВЕЛИКОГО В ЭКБАТАНАХ

Кир Великий, персидский царь (Ок. 590–530 до н. э.)

Хамадан – один из древнейших городов мира. Он возник 4000 лет назад, был славен еще во времена древней Мидии, трижды подвергался уничтожающему нашествию: Александр Македонский, властители арабского халифата, великий Тимур стирали его с лица земли, но каждый раз он вставал из руин и заново возрождался.

Первое упоминание об этом городе содержится в текстах эпохи ассирийского царя Тиглатпаласара I (около XII века до нашей эры), в них город фигурирует под названием Амадана. В клинописных надписях древних персидских царей династии Ахеменидов он упоминается как Хагматана, а название Экбатаны, которое город носил многие века – и в период своей славы, и во времена упадка – дал ему древнегреческий историк Геродот. Именно он впервые подробно описал этот город.

Правда, некоторые ученые полагают, что современный Хамадан не является Экбатанами Геродота, и предполагают искать столицу древнего царства к юго-востоку от озера Резайе. Лежащее среди скалистых гор, это озеро воспето многими поэтами. На нем расположена цепочка островов, самый большой из которых – Шахи. Некогда крестьяне из окрестных деревень вывезли сюда «несколько десятков больных коз», но «ссылка» оказалась для них счастливой. Козы выжили, размножились и одичали, и теперь остров Шахи славится своими охотничьими угодьями.

Однако известный археолог Демерген, специально изучавший этот вопрос, занимаясь раскопками в Сузах, придерживается другого мнения. Он установил, что современный Хамадан действительно является Экбатанами Геродота. Более того, именно здесь находился знаменитый царский дворец, увековеченный в сочинениях древнегреческого историка.

Город Экбатаны лежал у подножия высокой горы, он не имел крепостных стен, и только возвышавшаяся над ним цитадель была сильно укреплена. Геродот считал основателем дворца мидийского царя Диокеса. После восшествия на престол (согласно Геродоту) одним из первых государственных актов Диокеса было создание личной охраны и строительство города и царского дворца.

Экбатаны представляли собой семь крепостей, расположенных одна в другой, царский дворец и казна находились в седьмой крепости – центральной. Стены каждой крепости были окрашены в разные цвета. Внешняя крепость была белой, вторая – черной, третья – темно-красной, четвертая – нежно-голубой, пятая – ярко-красной, шестая – серовато-цементного цвета, седьмая была выдержана в золотисто-желтых тонах.

О великолепии и блистательном убранстве царского дворца писал и другой древнегреческий историк – Полибий. По его словам, расходы на отделку здания были просто сказочными, их даже сравнить ни с чем было нельзя. Стены дворца были сложены из лучших пород сосны, на которых не оставалось ни одно сучка, который бы не был покрыт золотом или серебром.

В 550 году до нашей эры Экбатаны были захвачены Киром I – персидским царем из династии Ахеменидов, основателем Иранского государства. Стоящие среди зеленых гор Экбатаны стали летней резиденцией ахеменидских царей.

В 330 году до нашей эры в Экбатаны вступили войска Александра Македонского. Город был разграблен и сожжен, а в царском дворце, укрытом за семью крепостными стенами, великий завоеватель спрятал захваченные у покоренных народов богатства. Античные историки пишут, что по его приказу была даже ободрана золотая и серебряная отделка дворцовых колонн.

От величественного прежде дворца до наших дней сохранился только каменный лев, который лежит на холме, с которого открывается широкая панорама Экбатаны. Века и события, свидетелем которых был этот грозный страж, не прошли бесследно и для него. Передние лапы льва были перебиты мусульманами, которые огнем и мечом уничтожали любое изображение человека или животного. О некогда пышной гриве льва и его грозной морде сейчас можно только догадываться.

Согласно старинному преданию, лев этот был заколдованным. Его специально поставили у городских ворот, чтобы он охранял город зимой, преграждая путь ветрам и стуже: в зимние месяцы морозы в Хамадане достигают –20°.

Некоторые жители и по настоящее время уверены в волшебной силе заколдованного льва. Рассказывают, что к нему тайком прибегают девушки, мечтающие побыстрее выйти замуж, или женщины, у которых не все ладится в семье. Стоит только сесть на льва или просто почтительно погладить его по голове, – и все желания сбудутся. А веселая, шаловливая детвора целыми днями катается по веками отполированным спине и гриве заколдованного льва.

Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.

Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.

Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).


Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Джин - это крепкий алкогольный напиток, которому возводились самые настоящие дворцы, истинно английский напиток с голландскими корнями. Это напиток, который многие маститые знатоки считают второсортным, но при этом уже на протяжении многих веков он пользуется стабильной популярностью во всем мире. И раз знатоки не хотят его пить чистым, что же, он все равно найдет путь в их желудки, ведь уже очень долго он является одной из первых и самых популярных составляющих алкогольных коктейлей.

Но обо всем по порядку. Что касается рождения джина как самостоятельного напитка, то смело можно сказать, что роды были не из легких. Для начала Франсискус Сильвиус, голландский врач, изобретает спиртовую настойку на можжевеловых ягодах, причем исключительно в медицинских целях. Но, как оказалось, эта спиртовая настойка по своим характеристикам превосходила любые голландские алкогольные напитки того времени (а речь идет о XVI веке), так что вскоре из аптечной микстуры настой на можжевеловых ягодах превращается во всенародно любимый дженевер (в переводе можжевельник). К слову многие современные любители джина и голландский дженевер называют джином, хотя это несколько разные напитки, пускай и схожие в исходных материалах. Ну да не об этом речь. Напиток так и остался бы достоянием и гордостью Голландии, если бы не 30-ти летняя война (1618- 1648 годов) во время которой английские солдаты узнали о существовании столь любопытного напитка. Конечно же в скором времени дженевер был в Англии, где благополучно получил более простое и запоминающееся название джин. Надо сказать, что он бы мало изменился до наших времен, но судьба была благосклонна к этому напитку. Особенно если вспомнить о известном покровителе винокурения Уильяме III, который взошел на престол в 1689, именно благодаря ему перегонкой мог заниматься любой желающий, стоит только предупредить общественность об этом за 10 дней. И это в Англии, в которой к тому моменту винокурение и так было развито больше некуда. В итоге к 1730 году в одном Лондоне было свыше 7000 тысяч заведений торговавших спиртным, в частности джином. Его пили и старики и дети, женщины и мужчины, а уж бедные слои населения вообще боготворили этот напиток. И их можно понять, если учитывать крайне низкую цену на джин в те времена, с другой стороны тот джин был редкой сладковатой гадостью. Само собой такая популярность напитка угрожала пьянством (или запоем) в национальных масштабах. Правительство попыталось изменить ситуация подняв налоги в законе о джине 1736 года, но его производство просто ушло в тень, так что уже через 6 лет закон отменили. Это позволило производителям выйти из тени и постепенно превратить джин в намного более цивилизованный напиток.

Началось все с Дворцов Джина, они так и назывались Gin Palaces. Открывались они в противовес плодящимся как кролики пивным и это были самые настоящие дворцы, порой роскошью своею выходившие за рамки понимания. Тут можно было отдохнуть от повседневных тревог, забыть о проблемах и насладиться сильным, ароматным, крепким напитком. При чем, качество напитка в таких заведениях значительно превышало качество «уличного» джина (что в свою очередь во многом решило алкогольную угрозу). Само собой в такие заведения стали ходить не только рабочие, точнее они туда попадали совсем не часто. В то же время состоятельные господа уделяли Дворцам все больше внимания. А после изобретения непрерывной перегонки не только вкус и аромат джина был улучшен многократно, но и его социальное положение, ведь он окончательно был признан в высоком обществе.
Оборудование для непрерывной перегонки стоило солидных денег, так что очень быстро производство качественного джина сконцентрировалась в руках узкого круга лиц. Сотни кустарных предприятий попросту разорилось, не сумев что-то противопоставить обновленному, сухому (без добавления сахара) джину.

Но что-то я увлекся историей. Поговорим о технологиях, коротко и по делу. В приготовлении хорошего джина есть три важных элемента: спирт, можжевеловые ягоды и вода. Спирт должен быть кристальной чистоты и крепостью не меньше 96%. Чаще всего это спирт из ячменя или кукурузы, хотя иногда используется черная патока и картофель. Далее главный ингредиент джина - можжевеловые ягоды, лучшими принято считать итальянские и югославские, при чем иногда эти ягоды еще и выдерживают до года, дабы полностью раскрыть вкус и аромат. Помимо ягод можжевельника добавляют еще от шести до десяти пряностей. Это могут быть кориандр, ангелика, фиалковый корень, миндаль, апельсиновые и лимонные корки, лакрица, мускат, кардамон, корица и множество других, точная рецептура всегда хранится в секрете. И наконец-то вода, которая помимо чистоты зачастую подвергается деминерализации, чтобы получить уж совсем чистый Н2О.

А дальше все просто. Если производитель хочет получить качественный напиток, то тут не обойтись без дистилляции. Такой джин называют Distilled Gin и обычно пишут об этом на этикетке. Для начала спирт разбавляют водой до крепости в 45%, после чего вводят пряности и ягоды, помешают исходный материал в перегонные кубы и дистиллируют, при этом удаляя хвост и голову дистиллята крепость которого будет около 80%. Некоторые джины дистиллируют до трех раз, как например Bombay Sapphire Distilled London Dry Gin (Бомбей Сапфир). Осталось добавить воду и снизить крепость. Традиционно она колеблется от 37,5 до 47,3%.

Ну а если производитель решил произвести низкокачественную бодягу, то все еще проще. Берется джиновая эссенция, которая получается либо банальной выжимкой растительных ингредиентов, либо дистилляцией их с малым количеством спирта. Все это разбавляется спиртом и разбавляется водой. Вот вам и джин. Вот только ни Distilled Gin, ни уж тем более London Gin его назвать нельзя. Собственно о видах джина тоже нужно поговорить отдельно.

Существует три основных вида джина. Точнее их больше на самом деле, но тот же Yellow Gin , который выдерживается в бочках три месяца, настолько редок, что и писать о нем не стоит. Знатоки и так знают что к чему.

London Dry Gin (Лондон драй джин) - На данный момент это лучший сухой дистиллированный джин, изначально его производили только в Лондоне, что гарантировало покупателю высокое качество. Сейчас же такой джин могут производить в любой точке земного шара, главное соблюдать технологию. Сегодня остался только один настоящий Лондонский сухой джин, это Beefeater London Distilled Dry Gin (Бифитер).

Plymouth Gin (Плимут джин) - будет похлеще любого коньяка, так как его можно производить только в городе Плимут графства Девоншир. Производит его одна единственная компания Black Friars Distillery с 1793 года. При этом долгое время плимутский джин был самым крепким и особенно любимым моряками. Он мягкий, легко пьется и обладает сильным можжевеловым ароматом. Конечно же он производится только путем дистилляции.

Old Tom Gin (Олд Том Джин) - предшественник современного джина, подслащенный сахаром. Называется так благодаря деревянному аппарату в форме кота, которому, желающий выпить, клал монету в рот, после чего джин вытекал из лапы кота.
Существуют также ароматизированный джин, вроде того же Sloe Gin с ароматом терновой ягоды, или Lemon Gin , который ароматизируют лимонными корками.

Что касается вкуса и аромата джина. Качественный джин должен обязательно дать сильное ощущения холода во рту, при этом в аромате должен в первую очередь чувствоваться можжевельник, но не забивающий второстепенные ароматы. Проблема заключается только в одном, далеко не все могут насладиться вкусом и ароматом джина, именно поэтому джин в первую очередь коктейльный напиток. Он заслуженно считается основой любого бара, отлично сочетается с тониками, вермутами, биттерами, оливками и даже маринованным луком.

Если вы решите самостоятельно изучить джин то я посоветую вам три марки. Я не буду говорить, что они лучшие, это решать вам, но у каждой из них есть свои ключевые особенности делающие их уникальными. Это Beefeater London Distilled Dry Gin (Бифитер) - крепость его 40% или 47% и это последний настоящий Лондонский сухой джин, его производят в Лондоне с 1820 года и до наших дней. Bombay Sapphire Distilled London Dry Gin (Бомбей Сапфир) крепостью 40%, любопытен тем, что подвергается тройной дистилляции. Seagram"s Extra Dry Gin (Сигрэм"з), обладает крепость в 40%, и дистиллируются при низких температурах, а затем выдерживаются в бочках из белого дуба три месяца.