Скульптуры древнего государства. Древнейшие скульптуры

Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Значительно большее значение имела художественная разработка типажа земного владыки, его вельмож, а с течением времени - простых людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Например, статуя Сенусерта III с глубоко сидящими, чуть скошенными глазами, крупным носом, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.

Авторы изображений: Лаокон и его дети; Кариатиды; Сфинкс Гизе. Как правило, у нас есть образ греческих и римских статуй, которые традиционно экспонируются в музеях, без цвета, за исключением того, что представлено их сырьем. Однако многие из них были первоначально окрашены в яркие цвета золота, красного, синего, желтого и целого ряда оттенков.

Впечатление от скульптур из известняка и белого мрамора доминирует над нашим образом классической древности в средиземноморском мире. Очарованный аурой чистоты материала, мы фокусируемся исключительно на форме. Тем не менее, мы знаем, что древняя архитектура и скульптура были окрашены в яркие цвета, - сказал Музей истории искусства в Вене, описывая славную выставку «Боги в цвете», которая путешествовала по миру.

Более свободно чувствовали себя мастера, когда они изображали вельмож и особенно простолюдинов. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Скульптурные изображения самого фараона, его жены Нефертити, членов его семьи отличаются умелой передачей внутреннего мира, глубоким психологизмом, высоким художественным мастерством.

Несколько лет назад археолог Виндженц Бринкманн, бывший куратор музея Глиптотека, и Раймунд Вюнше, чтобы исправить это популярное заблуждение, подготовили странствующую выставку, которая до сегодняшнего дня проходит через музеи, чтобы показать, как они выглядели как классические статуи древности. Выставка расширилась.

Чтобы показать большую разницу между тем, что видно сегодня и как это было в прошлом, оригинальные работы были воспроизведены и окрашены теми же пигментами, которые были идентифицированы в анализе изношенного покрытия. Специальная фотографическая техника, использующая ультрафиолетовое излучение, подчеркивает, как светились оригинальные статуи. Они определили рисунки и цвета, которые на первый взгляд не были восприняты.

Кроме круглой скульптуры, египтяне охотно обращались к рельефу. Многие стены гробниц и храмов, различных сооружений покрыты великолепными по исполнению рельефными композициями, изображавшими чаще всего вельмож в кругу своей семьи, перед алтарем божества, среди своих полей и др.

Выработался определенный канон и в рельефных картинах: главный «герой» изображался крупнее других, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь - в фас. Все фигуры обычно раскрашивались.

То, что вы видели, когда вы проходили через древний город, кладбище или святыню, - объясняет Сюзанна Эббингхаус, куратор древнего искусства, - будут цветными скульптурами: окрашенный мрамор, цветная бронза, изображения золота и слоновой кости. Это полностью меняет наш образ древнего мира, - сказал Эббингхаус, согласно археологическому журналу Археологического института Америки.

Вместо бледного римского Калигулы, увиденного сегодня в музеях, у его нарисованного изображения были цветные скулы, показывающие его округлые щеки, его слегка красные губы и его светло-каштановые волосы. Из троянского лучника появились различные цвета, доминирующие над желтым, на фронтоне которого был Храм Афаев в Эгина. Его веселая картина с яркими брюками ясно подтверждается ультрафиолетовым светом.

Наряду с рельефами стены гробниц покрывались контурными или живописными картинами, содержание которых было более разнообразным, чем рельефы. Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни: ремесленники за работой в мастерской, рыбаки за ловлей рыбы, крестьяне за пахотой, уличные торговцы у своих товаров, судебные разбирательства и др. Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы - пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства.

Эббингхаус и другие археологи считают, что большинство не обратит внимания на следы пигмента древних статуй, которые были минералами, основанными на органических связующих и которые со временем распадались. Вот почему многие остатки живописи на статуях в итоге теряются во время уборки.

С помощью технологии, называемой «мелким светом», лампу осторожно приближают, так что путь света практически параллелен поверхности объекта. При использовании в картинах это показывает мазки, песок и пыль. В статуях эффект более тонкий, поскольку картина исчезает в разном темпе. Тем не менее, сложные модели становятся видимыми с ультрафиолетовым светом.


Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

Ультрафиолетовый свет приводит к тому, что многие органические соединения становятся флуоресцентными, в отличие от современных красок, которые используют их легкомысленно. Этот метод может идентифицировать шаблон рисунка и цвет. Также используется рентгеновская спектроскопия.

Картина статуй и рельефов также встречается в Мезоамерике. В царствование майя в бассейне Мирадор в северной Гватемале красивые рельефы, которые доминировали в стиле внушительных сооружений, были окрашены пигментами, которые прилипали к слою глины, обычно красного цвета.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

Самые известные скульптуры - греки. Они достигли совершенства, которое никогда не достигалось, поэтому они оставили наследие и вдохновили художников по сей день. Они были вдохновлены египетскими скульптурами и были скопированы римлянами. Египетские скульптуры были статичными, не представляли движения и изображали, особенно фараона. Греки, в свою очередь, смогли дать эти статические представления движению, идеализированной или совершенной красоте, а также сбалансированным пропорциям.

Медленно, руки, протянутые телом, получили некоторое движение, когда мышцы выступали из их скульптур и других деталей, как и волосы. В дополнение к человеческим фигурам также были сделаны фигуры животных, особенно лошадей. Бронза была излюбленным материалом греков, а затем и мрамором, который был разрушен использованием сверл, железных инструментов и деревянных прокладок. Конечности были вырезаны и только затем прикреплены к телу.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

Картина используется на коже, волосах и одежде, а глаза сделаны из костей или стекла. Между тем, копья и шлемы были сделаны из бронзы, а также, в некоторых скульптурах, диска, помещенного, чтобы помешать им стать объектом грязи птиц. Статуи из бронзы были покрыты воском и отполированы. На губах использовалась медь или серебро.

Фидиас - самый известный из всех греческих скульпторов. Скульптура Зевса считается одним из семи чудес древнего мира. Зевс, одно из семи чудес древнего мира. К счастью, греческие шедевры были скопированы римлянами, так как они выжили и могли прийти к нам, поскольку греческие оригиналы были потеряны.


Египтяне мыслили статую как ʼʼтелоʼʼ духов и людей. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. И египтянами почиталась не сама статуя, а воплощение в ней невидимого бога.

Одни статуи ставились в храмах в память об ʼʼучастииʼʼ в определœенном ритуале. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. 49). Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Изображения женщин и предков являлось амулетом, способствующим рождению детей, ибо считалось, что духи предков могут всœеляться в женщин рода и вновь возрождаться.

Различия между греческой и римской скульптурами

Греческая скульптура дала начало римской скульптуре, тем не менее, это приписывает ее представлениям реализм форм, тогда как греческая скульптура была по существу идеалистической. Таким образом, римляне изображали престарелые лица, в то время как греки, прежде всего, отдавали молодость греческим бюстам - даже тем, кто уже не был молодым - императоры без несовершенств, а также сложные прически для греческих женщин.

Обычно «греческое искусство»понимает множество произведений искусства, созданных от -100 до -30 людьми, говорящими по-гречески. Самыми важными греческими произведениями, которые пришли к этому дню, были скульптуры, храмы и сосуды для керамики. Из других форм искусства мало осталось: некоторые драгоценности, украшения и картины в панелях. Хотя ранние художественные стили получили сильное влияние со стороны Крита, городов, Египта и культур Ближнего Востока, тогда греки разработали свои собственные отличительные черты.

Статуи создавались и для ка покойного. Так как ка должно было ʼʼузнатьʼʼ именно свое тело и войти в него, а сама статуя ʼʼзаменитьʼʼ тело, каждое лицо статуи наделялось определœенной неповторимой индивидуальностью (при общности непререкаемых правил композиций). Так уже в эпоху Древнего царства появляется одно из достижений древ­неегипетского искусства - скульптурный портрет. Этому способствовала и практика покрывать лица умерших слоем гипса - создание посмертных масок.

Отметил монументальную архитектуру кругов могил, дворцов, укрепленных городов и сводчатых гробниц. После краха микенского мира отдельные населенные пункты на греческой территории разработали новые художественные стили, в частности керамику геометрического стиля. У скульптуры было очень мало выражений, и почти никаких архитектурных работ не сохранилось.

С возобновлением экономического развития, движением колонизации и последующим контактом с другими цивилизациями Восточного Средиземноморья греческое искусство имело большой толчок. Появились первые каменные камни, статуи коуроев и курай и керамика черных фигур.


Уже в эпоху Древнего царства в мастабах рядом с молельней строилась узкая, закрытая комната (сердаб ), в которую ставили статую умершего. На уровне глаз статуи было небольшое окошко, чтобы обитающее в статуе ка покойного могло принять участие в поминальных обрядах. Полагают, что эти статуи служили для сохранения земной формы усопшего, а также на случай пропажи или гибели мумии.

Критерии красоты, установленные в этот период, послужили основой для всего западного искусства. Художественные образцы эволюционировали в сторону невообразимого представления о природе. Скульптура, живопись, архитектура храмов и все другие художественные формы показывают новые концепции красоты. Называется Золотой век, или Перикла, потому что он защищал демократию и свободное мышление. Греция ценила достоинство и ценность человека.

В то время как египетское искусство - это искусство, связанное с духом, греческое искусство связано с интеллектом, потому что его короли не были богами, а умными и справедливыми существами, посвященными благосостоянию людей. Греческое искусство превращается в наслаждение настоящей жизнью. Созерцая природу, художник взволнован жизнью и пытается через искусство выражать свои проявления. В своем постоянном поиске совершенства греческий художник создает искусство интеллектуальной разработки, в котором преобладают ритм, равновесие и идеальная гармония.

Дух умершего наделял статуи жизненной силой, после чего они ʼʼоживалиʼʼ для вечной жизни. По этой причине мы никогда не видим изображения людей, к примеру, в предсмертном или посмертном виде, напротив - присутствует исключительная жизненность. Статуи делали в натуральную величину, причем покойный изображался исключительно молодым.

У них есть характеристики: рационализм; любовь к красоте; интерес к человеку, это маленькое существо, которое является «мерой всех вещей»; и демократии. В дополнение к служению религиозным ритуалам, эти суда использовались для хранения, среди прочего, воды, вина, масла и бакалейных товаров.

Геометрическое искусство - вазы с геометрическими полосками и упрощенные фризы животных и человека. Они были настолько яркими, что когда-то говорили, что маленькая птица приклеивает корзину с фруктами, нарисованную на стене, настолько реалистичную, что это живопись.

В статуях и рельефах человек всœегда изображался зрячим, так как именно с глазом было связана символика ʼʼпрозреванияʼʼ покойного и обретения им жизненной силы. Более того, у фигур скульптор делал глаза особенно большими. Οʜᴎ всœегда инкрустировались цветным камнем, синими бусинами, фаянсом, горным хрусталем (илл. 50). Ибо глаз для египтян - вместилище духа и обладает могучей силой воздействия на живых и на духов

Они выделяются свободными статуями и рельефами храмов и погребальных стел. Свободные статуи обнаженных мужчин и женщин, более или менее одетых, были вырезаны из камня или бронзы и использовались в основном для представления бога или богини, спортсменов и других видных персонажей, а также для украшения гробниц.

В классический период мы начали искать движение в статуях, потому что мы начали использовать бронзу, которая была более устойчивой, чем мрамор, и могла фиксировать движение без нарушения. Женская обнаженная появляется, потому что в архаичный период фигуры женщин были вылеплены, всегда одетыми, скромными.


Так как через ноздри ʼʼвдыхаласьʼʼ живительная сила лотоса, символизировавшего магическое оживление, то нос человека обычно изображался с подчеркнутым разрезом ноздрей.

Так как губы мумии наделялись способностью произносить слова загробной исповеди, то сами губы никогда не абстрагировались до схематизированного знака.

В публичных обрядах перед храмами скульптуры божеств рассказывали истории. Кариатиды - резные женщины, которые служили колоннами. Типы столбцов: Дорический, Ионный и Коринфский. Дорический орден - был прост и массивным. Вал колонны монолитный и толстый. Столица была каменной подушкой. Рожденный чувствами греческого народа, он выражает эту мысль. Будучи самым старым из греческих архитектурных орденов, дорический орден по своей простоте и строгости дает идею прочности и великолепия. Мы видим влияние по сей день, как этот столбец в Вашингтоне.

В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов, изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Его целью было ʼʼвозрождениеʼʼ престарелого или больного правителя, ибо существовало с самых ранних времен преставление, что плодородие земли обусловлено физическим состоянием царя. В ходе ритуала ставилась статуя ритуально ʼʼубитогоʼʼ фараона, сам же правитель, заново ʼʼпомолодевшийʼʼ, совершал перед шатром ритуальный беᴦ. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка.

В последующие века скульптурное изображение Будды и большой пантеон буддийских божеств стал важной художественной традицией почти в каждой культуре между Афганистаном и Японией. Неудивительно, что, учитывая широкий охват его учений, Будда и другие буддийские божества были широко истолкованы и во многих разных стилях и материалах. Ремесленники использовали камень, штукатурку, терракоту, дерево, лак и металлы, такие как бронза, золото и серебро, чтобы воссоздать их.

Согласно Бруку, идентификация материала может помочь привязать место, где был сделан определенный образ, и в какой период времени. Некоторые материалы были одобрены в разных странах, - говорит он. «Древний регион Гандхара в Афганистане и Пакистане, например, благоприятствовал скульптурной гибкости штукатурки, в то время как средневековые непальцы были одними из лучших бронзовых роликов в мире».

Статуи одного и того же человека, помещенные в гробницы, могли быть разных типов, ибо отображали различные аспекты заупокойого культа˸ один тип передавал индивидуальные черты человека, без парика, в модной одежде, другой имел более обобщенную трактовку лица, был в официальном опоясании и пышном парике.


Желание обеспечить ʼʼвечноеʼʼ совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей также закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителœей.

Первые ушебти (о них шла речь в вопросœе № 2) датируются 21 в. до н.э. В случае если не удавалось добиться у ушебти портретного сходства с покойным, на каждой статуэтке писались имя и титул хозяина, которого она замещала. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки, их же рисовали на спинах. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. 51-а). Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т.п. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Были те, кто покупал 360 штук - по одному человечку на каждый день года. Бедняки покупали одного-двух ушебти, но вместе с ними клали в гроб список трехсот шестидесяти таких ʼʼпомощниковʼʼ.


Во время отдельных обрядов использовались скульптуры связанных пленных. Οʜᴎ, вероятно, заменяли живых пленных во время соответствующих ритуалов (скажем, умервщления поверженных врагов).


Египтяне считали, что постоянное наличие скульптурных изображений участников религиозного ритуала в храме как бы обеспечивает вечное совершение этого ритуала. Скажем, сохранилась часть скульптурной группы, где боги Гор и Тот надевают на голову Рамсеса III корону - так воспроизводился обряд коронации, в котором роли богов исполняли жрецы в соответствующих масках. Установка ее в храме должна была способствовать длительному правлению царя.

Найденные в гробницах именно деревянные статуи связаны с погребальным ритуалом (неоднократное поднятие и опускание статуи умершего как символ победы Осириса над Сетом).


Статуи фараонов ставились в святилищах и храмах для того, чтобы поставить фараона под защиту божества и одновременного прославить правителя.

Гигантские статуи-колоссы фараонов воплощали самый священный аспект сущности царей – их ка .

В эпоху Древнего царства появляются канонические фигуры фараона˸ стоя с выдвинутой вперед левой ногой, в коротком опоясании и короне, сидя с царским платком на голове (илл. 53, 53-а), коленопреклонного, с двумя сосудами в руках (илл. 54), в образе сфинкса, с богами, с царицей (илл. 55).

В глазах древневосточного человека физическое и умственное здоровье царя понималось как условие успешного выполнения им своей функции посредника между миром людей и миром богов. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение ʼʼколлективногоʼʼ благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. За исключением короткого амарнского периода фараоны всœегда изображались наделœенными огромной физической силой.

Главное требование для скульптора - создать образ фараона как сына бога. Это определило выбор художественных средств. При неизменной портретности проступала явная идеа­лизация облика, неизменно наличествовала развитая мускулатура, устремленный вдаль взгляд. Бо­жественность фараона дополнялась деталями˸ к примеру, Хефрена охраняет сокол, священная птица бога Гора


Амарнский период отмечен совершенно новым подходом к передаче образа человека в скульптуре и рельефе. Желание фараона быть не похожим на изображения предшественников – богов или царей - вылилось в то, что в скульптуре он предстал, как полагают, без всяких прикрас˸ на тощей, со складками, шее – вытянутое лицо, с отвислыми полуоткрытыми губами, длинным носом, полузакрытыми глазами, одутловатым животом, тонкими щиколотками ног при полных бедрах

Статуи частных лиц.

Египтяне всœегда подражали официальной скульптуре – изображениям фараонов и богов, сильных, строгих, спокойных и величественных. Скульптуры никогда не выражают ни гнева, ни удивления, ни улыбки. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы.

Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсœем небольших фигурок в несколько сантиметров.

Скульпторы, ваяя частных лиц, также обязаны были придерживаться канона, прежде всœего фронтальности и симметричности в построении фигуры (илл. 60, 61). У всœех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.

В эпоху Древнего царства появляются скульптурные статуи супружеских пар с детьми (илл. 62, 63), писцов, сидящих поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях - вначале так изображались только царские сыновья

Храм Хора в Эдфу

Материал и обработка.

Уже в Древнем царстве имелись скульптурные изображения из красного и черного гранита, диорита͵ кварцита (илл. 68), алебастра, шифера, известняка, песчаника. Египтяне любили твердые породы камня.

Изображения богов, фараонов, вельмож делались преимущественно из камня (гранит, известняк, кварцит). Стоит сказать, что для небольших фигурок людей и животных чаще всœего применяли кость, фаянс. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Ушебти делались из дерева, камня, глазурованного фаянса, бронзы, глины, воска. Известны только две древнеегипетские скульптуры из меди.

Инкрустированные глаза с контурной рельефной обводкой век характерны для статуй из известняка, металла или дерева.

Известняковая и деревянная скульптуры были изначально раскрашена.

Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике ʼʼутраченного воскаʼʼскульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.

Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обводили глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надевали на шеи бронзовых кошек.

Знаменитые древнеегипетские статуи-колоссы представляют интерес с точки зрения сложности обработки твердых материалов.

На западном берегу Нила, напротив Луксора, стоят две статуи, датируемые Новым царством, называемые ʼʼколоссами Мемнонаʼʼ . По одной версии египтологов, греческое имя Мемном происходит от одного из имен Аменхотепа III. По другой версии, после землетрясения 27 ᴦ. до н.э. одно из изваяний значительно пострадало, и, вероятно, из-за перепадов ночной и дневной температур растрескавшийся камень начал издавать продолжительные звуки. Это стало привлекать паломников, считавших, что таким образом эфиопский царь Мемнон, персонаж ʼʼИлиадыʼʼ Гомера, приветствует богиню утренней зари Эос, свою мать.

При этом вразумительных объяснений, каким образом колоссы из кварцита высотой 20-21 метр, каждая по 750 тонн, были водружены на пьедестал также из кварцита весом 500 тонн вручную , не найти. Более того, нужно было еще доставить каменные монолиты (или их части?) за 960 километров вверх по течению Нила.


Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы - Она, Абидоса и Коптоса . Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед » - ритуалом обновления физической мощи фараона. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя, исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега. К списку хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Хасехема , представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Эта скульптура указывает на усовершенствование технических приемов: фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована. Здесь уже выявлены основные черты стиля - монументальность формы, фронтальность композиции. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства . К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела.


Скульптура Древнего царства

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве , что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов . К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра , изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III , который изображался во всех возрастах - от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III . Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи - изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего царства - эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства


Скульптура Нового царства

В искусстве Нового царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.

Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности

Деревянная скульптура одного из египетских богов с головой барана

Скульптура Позднего царства

Во времена Куша в области скульптуры навыки древнего высокого мастерства отчасти угасают - так, портретные изображения на погребальных масках и статуях часто заменяются условно-идеализированными. Вместе с тем техническое мастерство скульпторов совершенствуется, проявляясь, главным образом, в декоративной области. Одной из лучших портретных работ является голова статуи Ментуемхета, выполненная в реалистической достоверной манере.

В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.

В немногочисленных памятниках эпохи персидского владычества также преобладают чисто египетские стилевые черты. Даже персидский царь Дарий изображен на рельефе в одеянии египетского воина с жертвенными дарами, причем его имя написано иероглифами.

Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Однако эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, внеся большую пластичность, мягкость и лиризм.

Древний Египет. Мужская голова из собрания Сальт. Первая половина 3 тыс. до н:э.

Статуэтка носильщика Меир. Гробница Нианхпепи. VI династия, правление Пегги II (2235-2141 до н. э.). Каирский музей


КРЕСТЬЯНИН С МОТЫГОЙ. Для земляных работ применялась мотыга, которая изначально была деревянной, затем появились металлические, состоявшие из двух частей: рукоятки и рычага.


Три носительницы жертвенных даров. Дерево, роспись; высота 59 см; длина 56 см; Меир, гробница Нианхпепи Черного; раскопки Египетской службы древностей (1894); VI династия, царствование Пепи I (2289-2255 до н.э.).

Звериный оскал палеолита

Археологи сделали древнюю статую древнейшей

Фото Stadt Ulm Ulmer Museum

Человека-льва — тридцатисантиметровую статуэтку из мамонтовой кости, найденную накануне Второй мировой войны в Южной Германии, — изваяли 40 тысяч лет назад. Новая датировка удревнила беспрецедентное произведение искусства, хранящееся в немецком городе Ульм, на 8 тысяч лет. На то, чтобы собрать буквально по крупицам удивительную фигурку, ученым потребовалось более 70 лет. Новейшие расчеты показывают, что палеолитический художник потратил на человека-льва не меньше 400 часов — примерно два месяца работы в светлое время.

Сообщение о новой датировке человека-льва появилось накануне открытия в Британском музее большой выставки, посвященной искусству палеолита. Ульмская скульптура должна была украсить экспозицию наравне с такими произведениями древнейшего искусства, как зарайский бизон и Вестоницкая Венера. Однако реставраторы не сочли возможным перевозить человека-льва в Лондон: он слишком хрупок. В Великобританию отправилась копия бесценной скульптуры.


Человек-лев найден на юге Германии, в районе, известном как Швабская Юра или Швабский Альб. В тамошних невысоких меловых горах расположено несколько пещер, четыре из которых — Фогельхерд, Штадель, Гайссенклостерле и Холе Фельс — прославились благодаря обнаруженным в них древнейшим изображениям животных и птиц, первым музыкальным инструментам (флейтам) и первым изображениям человека. Большинство находок сейчас датируются 35-40 тысячами лет, в том числе «Венера из Холе Фельс» (антропоморфная фигура с воздетыми руками) и сохранившаяся целиком фигурка мамонта. Время изготовления флейт отодвинуто еще дальше — до 42-43 тысяч лет. Пол Мелларс (Paul Mellars), один из ведущих современных исследователей палеолита Европы, комментируя несколько лет назад находку «Венеры из Холе Фельс», сказал, что южногерманские пещеры должны по праву считаться родиной европейской скульптуры.



Честь обнаружения человека-льва принадлежит немецкому археологу Роберту Ветцелю, исследовавшему пещеру Штадель. Ветцель вел систематические раскопки в пещере с 1937 года, до него там побывали десятки, если не сотни энтузиастов, искавших следы пребывания в ней первобытных людей, ведь еще в середине XIX века там находили кости пещерных животных и каменные орудия. Ветцель, сотрудник музея города Ульм, обнаружил осколки костяной статуэтки за несколько дней до начала Второй мировой войны — 25 августа 1939 года. Обломки извлекли из земли, упаковали в ящик и отправили в университет Тюбингена, где они ждали своего часа тридцать лет. Раскоп Ветцеля был засыпан и надежно укрыт. Профессор вернулся к изучению пещеры в 1954-м и работал в ней каждый сезон вплоть до своей кончины в 1961 году. Но о костяной статуэтке он не вспоминал.

В 1969-м во время инвентаризации кладовых Ульмского музея коробка с фрагментами человека-льва была наконец-то обнаружена. Осколки достали, собрали из двухсот фрагментов «черновик» статуэтки (двести фрагментов составили примерно 70 процентов объема), датировали радиоуглеродным методом и получили сенсационный возраст: 32 тысячи лет. До тех пор древнейшей скульптурой считалась упомянутая выше Вестоницкая Венера (25-29 тысяч лет), найденная в Моравии.

Первым исследователем человека-льва был выдающийся археолог из Тюбингенского университета Иоахим Хан (Joachim Hahn), специалист по Верхнему палеолиту и знаток первобытного искусства Европы. Благодаря реконструкции Хана стало понятно, что статуэтка имеет одновременно антропоморфные и зооморфные черты, причем животная составляющая досталась скульптуре от крупного кошачьего. Хану не удалось найти практически ни одного фрагмента головы, и в его реконструкции у статуэтки присутствовали мужские гениталии.

Младшая коллега Хана Элизабет Шмид (Elisabeth Schmid) занялась человеком-львом в начале 1980-х. К этому времени в ходе новых раскопок удалось обнаружить еще несколько сотен фрагментов скульптуры, и Шмид удалось существенно дополнить облик человекозверя — в частности, стала хорошо видна его львиная морда. Стоит отметить, что, прежде чем дополнить облик человека-льва, Шмид разобрала статуэтку на части, удалив клей, которым пользовался Хан, и собрала ее заново. Шмид пришла к выводу, что человекокошачье существо было отнюдь не мужчиной, а женщиной, и человек-лев на время превратился в человека-львицу, сделавшись знаменем сторонников матриархальной модели верхнепалеолитического общества.



К 2000 году накал страстей по поводу пола скульптуры, к счастью, поутих. И в 2009-м еще один археолог из Тюбингенского университета — Клаус-Иоахим Кинд (Claus-Joachim Kind) — отправился в пещеру Штадель, чтобы завершить поиск осколков. Кинд нашел несколько важных фрагментов спины и шеи, правой руки-лапы и сотни мелких обломков, так что к концу 2012 года «трехмерную головоломку» удалось сложить набело. Увы, многие элементы «головоломки» утрачены навсегда: в частности, непонятно, как именно выглядели кисти и ступни человека-льва, был ли у него хвост и так далее.

Вопросов к человеку-льву у исследователей не счесть. Кто это существо — божество или проводник из одного мира в другой? Мы ведь ничего не знаем о представлениях создателей статуэтки о мире — только предполагаем, пользуясь аналогиями с известными нам примитивными обществами, где важнейшую роль играют шаманы, проводники из мира живых в миры животных и мертвых. А может быть, все проще, и человек-лев — это идеальный самец? (В каждой шутке есть доля шутки.) Зачем его изваяли — поклоняться или носить с собой как амулет? И это только самые очевидные предположения — с нашей точки зрения, бесконечно удаленной от мировоззрения обитателей пещеры Штадель.

Что означают насечки на левом плече статуэтки? Есть ли какая-то связь между человеком-львом и антропоморфной фигурой из Гайссенклостерле, у которой тоже есть насечки на руках? Напомним, что Гайссенклостерле — это одна из четырех самых известных пещер Швабского Альба, наравне со Штадель. Раскопки там вел уже известный нам Иоахим Хан, он и нашел пластинку, на которой изображена рельефная человеческая (или зверочеловеческая) фигурка с поднятыми руками. Хронологически она является современницей человека-льва. Некоторые интерпретаторы называют ее «адорантом», то есть поклоняющимся божеству, высшей силе; есть мнение, что на пластинке изображен шаманский танец.

Почему человек-лев большой — почти 30 сантиметров, а большинство других костяных статуэток не превышают семи сантиметров в высоту? В «адоранте» меньше четырех сантиметров, высота «Венеры из Холе Фельс» — шесть сантиметров.

Возникают и более общие вопросы: что привело 40-45 тысяч лет назад к такому взрыву пластического искусства, причем не только в Швабском Альбе, но и в других регионах Европы — на территории современных Франции, Испании и Италии? Связано ли появление искусства с развитием языка или с притоком нового населения?

Можно ли в принципе найти ответы на эти вопросы — отдельная проблема. Зато можно радоваться, что хоть что-то осязаемое уцелело от тех далеких времен. Дикое, но симпатичное.