Крупнейший супертанкер планеты Knock Nevis (16 фото). Кнок Невис, самый большой корабль из когда-либо построенных человечеством Тормозной путь танкера

Knock Nevis (в прошлом также назывался Seawise Giant, Happy Giant и Jahre Viking) -- супертанкер под норвежским флагом. Его размеры составляли: 458,45 метров длины и ширина в 69 метров, что делало его крупнейшим судном мира. Построен в 1976 году, перестроен в 1979 г., в последние годы использовался как плавучее нефтехранилище, затем доставлен в Аланг (Индия), где в 2010 году утилизирован.

Knock Nevis имел дедвейт 564 763 тонны, что составляет 658 362 м? (4,1 миллиона баррелей) нефти.

Длина танкера -- 458,45 метра, ширина -- 68,86 метра, осадка в грузу -- 24,61 метра. Максимальная скорость составляла 13 узлов, экипаж судна 40 человек. Тормозной путь судна составляет 10,2 километра, а диаметр циркуляции больше 3,7 километров.

Осадка при полной загрузке не позволяла судну проходить не только Суэцким и Панамским каналами, но и Ла-Маншем.

Супертанкер построен в Японии в городе Йокосука компанией Sumitomo Corporation под серийным номером «1016» и был передан греческому судовладельцу, который дал танкеру первое настоящее имя «Seawise Giant».

Интересно, что тогда танкер ещё не был таким большим. Его грузоподъёмность равнялась 480 тысяч тонн (типичные современные супертанкеры вмещают 280 тысяч тонн).

Новым владельцем было заказано увеличение судна. Судно было разрезано и наращено, добавлены дополнительные секции корпуса, увеличившие дедвейт с первоначальных 480 тысяч тонн до рекордных 564 763 тонн. В 1981 году танкер был готов к работе. Полное водоизмещение монстра после реконструкции достигло 825 тысяч 614 тонн, что наряду с размерами сделало его самым большим судном, когда-либо плававшим на Земле.

Первоначально судно курсировало между Ближним Востоком и США, однако в 1986 году стало использоваться как плавучий терминал для хранения и перегрузки иранской нефти во время Ирано-Иракской войны. В 1986 году иракский истребитель выпустил по судну, находившемуся почти в Персидском заливе (а точнее -- в Ормузском проливе, ведущим в залив) противокорабельную ракету Exocet. Танкер не погиб, но вышел из строя. Лишь в 1989 году его реанимировали судоремонтники Сингапура, заменив 3,7 тысячи тонн покорёженной стали.

После окончания войны судно, отбуксированное в Бруней, было куплено норвежской компанией KS-company. Судно было отремонтировано в Сингапуре и переименовано в Happy Giant (Счастливый гигант). Однако в 1991 году, ещё до окончания ремонта KS-company перешла под управление норвежской судовладельческой компании Jorgen Jahre, поэтому верфи танкер покинул уже под именем Jahre Viking.

Позднее KS-company была куплена норвежским судовладельцем Фредом Ульсеном для своей компании First Olsen Tankers.

После принятия в США и Европе законов, запрещающих применение танкеров с одностенным бортом, так называемые однокорпусные танкеры (толщина борта Knock Nevis всего 3,5 сантиметра), в марте 2004 года судно в доках города Дубай было перестроено в «плавучую единицу хранения» (FPSO). Тогда же танкер в очередной раз сменил имя на современное Knock Nevis. В 2009 году судно было выброшено на берег в Аланг (Индия), где и было утилизировано в 2010 году. Перед последним походом судно было переименовано в Mont и сменило флаг на Сьерра-Леоне. Понадобилось около года чтобы полностью утилизировать судно.

Нефть уже давно стала самым чувствительным нервом всей мировой промышленности. Зачастую «черное золото» выгоднее всего перевозить не по суше, а по воде. Путь, по которому идут суда данного типа, называют «нефтяным». Уже в XIX веке, когда главным сырьем был уголь, сырую нефть перевозили в деревянных и цинковых бочках в трюмах специальных парусных судов предназначенных для нефти.

Самым первым морским танкером для перевозки нефти в резервуаре, стенками которого служила обшивка, стало «Атлантик », построенное в 1863 году. Данный тип танкера , резервуаром для жидкого груза служит корпус, который сохранился и по сей день. К началу первой мировой войны морские танкеры уже составляли 3% мирового торгового флота.

С каждым годом потребности в нефти растут. Данный процесс связан с непрерывным развитием тяжелой промышленности и появлением все большего числа моторной техники. Соответственно увеличиваются масштабы и ужесточаются требования к ее транспортировке. Сомневаюсь, что найдутся , у которых размеры и водоизмещение имели бы такую же быструю тенденцию развития как танкеры .

Развитие судостроения нефтеналивных танкеров происходит с учетом особенностей и преимуществ супертанкеров , так как при перевозке нефти на , которое может вместить более 100 000 тонн нефти, транспортные издержки не намного превышают, чем при использовании танкера грузоподъемностью 16 000 тонн. Сегодня большие танкеры и супертанкеры полностью автоматизированы и обслуживаются сравнительно небольшим по численности экипажем. Даже самая длительная перевозка ценного груза обходится намного дешевле, чем при эксплуатации обычного судна. И одним из таких является «Knock Nevis ».

История этого морского суднаначалась в Японии в 1976 году (некоторые источники указывают 1975 год) на верфях компании «Sumitomo Heavy Industries». Тогда нефтеналивной танкер «Knock Nevis» «родился» под скромным серийным номером 1016 и не был таким большим. Вскоре грузовое судно было продано некоему греческому судовладельцу, который и дал нефтяному танкеру первое настоящее имя «Seawise Giant» . Его грузоподъёмность равнялась 480000 тонн (типичные современные нефтеналивные танкеры вмещают 280000 тонн). Через три года грузовое судно было продано новому владельцу, который заказал его увеличение. Японские судостроители разрезали и нарастили танкер , на что ушло достаточно много времени. Наконец в 1981 году супертанкер вновь был готов к работе. Вваренные дополнительные секции корпуса увеличили его дедвейт до 564763 тонн.

Технические характеристики нефтеналивного супер-танкера «Knock Nevis»:

Водоизмещение - 260581 тонн;
Дедвейт - 564763 тонн;
Длина - 458,4 м;
Ширина - 68,8 м;
Осадка - 24,6 м;
Силовая установка - паровые турбины мощностью 50000 л.с.;
Скорость хода - 13 узлов;
Экипаж - 40 человек;

Супертанкер «Knock Nevis» мог бы легко взять на борт Эмпайр Стейт Билдинг и Эйфелеву башню. Но его груз - нефть на сумму 195 миллионов долларов. Огромное судно пережило нескольких хозяев и носит уже четвёртое имя «Knock Nevis» . В него стреляли ракетами и резали пополам. И всё же - более 20 лет он остаётся самым большим судном на планете . За время своей жизни супертанкер поменял несколько хозяев и не раз менял названия: сначала - на «Happy Giant» , потом на «Jahre Viking» .

ТАНКЕР «KNOCK NEVIS» - ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

танкер «Seawise Giant»

танкер «Jahre Viking»

танкер «Jahre Viking» в море

супертанкер «Knock Nevis»

тормозной путь супертанкера «Knock Nevis» составляет 5 километров

В этом году супертанкер побывал в одной из верфей Дубаи, получил новое оборудование и превратился в так называемую «плавающую единицу хранения» (Floating Storage and Offloading unit) для нефти. При этом грузовое судно переименовали в «Knock Nevis ». Немного прослужив танкер был сдан на слом и отправлен в один из индийских портов.

утилизация танкера «Knock Nevis»

Но увеличение дедвейта имеет и отрицательную сторону: из-за чрезмерной осадки супертанкерам закрыт доступ в некоторые моря, проход через проливы и каналы, что сильно ограничивает их возможности.

Как правило, отгрузка нефти производится на рейде в нефтяных терминалах с помощью нефтепроводов или лихтеров. Для снижения вязкости и облегчения процесса разгрузки между танками прокладывают нагревательные трубопроводы.

Нефть представляет серьезную угрозу для океанской среды. В 1973 году в рамках Морской консультативной организации была принята международная конвенция, в которой была определена конструкция для всех типов танкеров . Отдельные грузовые емкости нефтеналивных танкеров не должны превышать 30000 куб.м. Танкеры должны иметь двойной корпус и технические приспособления для улучшения маневренности судна.

Knock Nevis (в прошлом также назывался Seawise Giant, Happy Giant и Jahre Viking) - супертанкер под норвежским флагом. Его размеры: 458 метров длины и ширина в 69 метров делают его крупнейшим судном мира.

Построен между 1979 и 1981 годами, сегодня используется как плавучее нефтехранилище. Характеристики Knock Nevis имеет дедвейт 564 763 тонны, что составляет 658 362 м³ (4,1 миллиона баррелей) нефти.

Длина танкера - 458,45 метра, ширина - 68,86 метра, осадка в грузу - 24,61 метра. Максимальная скорость составляет 13 узлов, экипаж судна 40 человек. Тормозной путь корабля составляет 10,2 километра, а диаметр циркуляции больше 3,7 километров.

Осадка при полной загрузке не позволяет судну проходить не только Суэцким и Панамским каналами, но и Ла-Маншем.

История

Супертанкер построен в Японии в городе Йокосука компанией Sumitomo Corporation по заказу греческого судовладельца. Однако ещё недостроенное судно было приобретено судовладельцем из Гонконга Tung Chao Yung.
Строился он под номером 1016, а хозяином было дано имя Seawise Giant. Новым владельцем была заказано увеличение судна. Корабль был разрезан и нарощен, добавленные дополнительные секции корпуса увеличили дедвейт с первоначальных 480 тысяч тонн до рекордных 564 763 тонн.

Первоначально корабль курсировал между Ближним Востоком и США, однако в 1986 году стал использоваться как плавучий терминал для хранения и перегрузки иранской нефти во время Ирано-Иракской войны. В мае 1988 году корабль был атакован и сильно повреждён иракскими самолётами. После окончания войны корабль, отбуксированный в Бруней, был куплен норвежской компанией KS-company.

Корабль был отремонтирован в Сингапуре и переименован в Happy Giant (Счастливый гигант). Однако в 1991 году, ещё до окончания ремонта KS-company перешла под управление норвежской судовладельческой компании Jørgen Jahre, поэтому верфи танкер покинул уже под именем Jahre Viking. Позднее KS-company была куплена норвежским судовладельцем Фредом Ольсеном для своей компании First Olsen Tankers.

После принятия в США и Европе законов, запрещающих применение танкеров с одностенным бортом, так называемые однокорпусные танкера (толщина борта Knock Nevis всего 3,5 сантиметра), в марте 2004 года корабль в доках Дубаи был перестроен в «плавучую единицу хранения».
Тогда же он в очередной раз сменил имя на современное Knock Nevis. Сейчас корабль в качестве нефтехранилища постоянно находится в районе нефтяного месторождения Аль-Шахим в Катаре.

Характеристика судна

Тип Танкер.

Государство флага Норвегия.

Спущено на воду 1976.

Современный статус Плавучая единица хранения.

Водоизмещение 825 614 тонн.

Длина 458 м.

Ширина 68,86 м.

Силовая установка Турбины общей мощностью 50000 л. с.

Скорость 13 узлов.

Экипаж 40 человек.

Грузовместимость 564 763 тонн.


Танкер, получивший наибольшую известность под именем Knock Nevis, являлся самым большим кораблем из когда-либо построенных человечеством. За время своего существования этот супергигант сменил несколько названий: Seawise Giant, Happy Giant, Jahre Viking, Knock Nevis, Mont. Более того, он успел поменять не только название, но и размеры, а также область своего применения.

Заказ на постройку самого большого танкера в мире японские судоверфи получили в 1974 году. И спустя пять лет, в 1979, на воду был спущен гигантский корабль, поражающий своими размерами. Но греческому судовладельцу, видимо, показалось этого мало. И он заказал увеличения размеров танкера. После чего, Seawise Giant (так он тогда назывался) был разрезан пополам, и в середину были добавлены дополнительные секции.



В итоге, размеры самого большого в мире корабля приняли следующие значения: длина - 458,45 метров, ширина - 68,86 метров, масса перевозимого груза - 564763 тонн, вес самого судна - 81879 тонн, вес руля - 230 тонн, вес гребного винта - 50 тонн.




Как оказалось позднее, именно эти цифры стали не только плюсом, но и минусом этого гиганта. При полной загрузке, танкер погружался под воду на 29,8 метра (примерно высота девятиэтажного дома). Просто сравните две фотографии, на первой - судно загружено, на второй - пустое.



В хорошую погоду судно могло разогнаться до 30 км/ч, но в таком случае для полной остановки ему потребовалось бы примерно 9 километров. Да и просто совершить разворот для корабля таких гигантских размеров было непросто, радиус поворота без помощи буксиров составлял 3,2 км.


В 1981 году, после окончания всех работ по увеличению габаритов, Seawise Giant наконец начал отрабатывать вложенные в него деньги. Его маршрут пролегал от нефтеносных месторождений Ближнего Востока к США и обратно. Однако, проходившая в то время Ирано-Иракская война внесла свои коррективы и в жизнь танкера. С 1986 года, судно начинают использовать как плавучий терминал для хранения и дальнейшей перегрузки иранской нефти. Но это не уберегло корабль, 14 мая 1988 года иракский истребитель атаковал Seawise Giant. Танкер получил значительные повреждения, потерял всю нефть находившуюся на борту (следует заметить, что толщина бортов у гигантского корабля составляла всего 3,5 см, больше ничего не отделяло тысячи тонн нефти от окружающего морского мира) и вышел из строя на три года.


Во время ремонта судну заменили 3700 тонн поврежденной стали и впервые поменяли название. Seawise Giant превратился в Happy Giant. Однако еще до окончания восстановительный работ у танкера поменялся хозяин, за 39 млн долларов его купила норвежская компания. Поэтому доки Сингапура (где собственно и проходил ремонт) корабль покинул под именем Jahre Viking.
Следующие перемены в жизни гигантского судна случились в 2004 году. В США и Европе приняли законы, запрещающие использование одностенных танкеров для перевозки нефти и самый большой корабль в мире оказался не у дел. Jahre Viking переименовывается в Knock Nevis и с этого времени используется как плавучее нефтехранилище.

ULCC (Ultra Large Crude Oil Carrier) Knock Nevis был спроектирован японской компанией Sumitomo Heavy Industries Ltd. (SHI) в 1974 году и построен на верфи компании Oppama в Йокосуке, префектура Канагава. При постройке судно имело наибольшую длину 376,7, ширину - 68,9 и высоту борта - 29,8 метра. Дедвейт его составлял 418 610 тонн. Танкер приводился в движение паровой турбиной Sumitomo Stal-Laval AP развивавшей мощность в 37 300 кВт при 85 оборотах в минуту. 4-лопастный винт постоянного шага диаметром 9,3 метра должен был обеспечить танкеру скорость 16 узлов (29,6 км/ч). 4 сентября 1975 года танкер был торжественно спущен на воду. Долгое время судно не имело названия и именовалось по строительному номеру корпуса - судно №1016. В ходе заводских ходовых испытаний выявилась чрезвычайно сильная вибрация корпуса при работе машины на задний ход. Это стало причиной отказа греческих судовладельцев от приёмки судна. Отказ в свою очередь привёл к длительным судебным тяжбам между строителями и заказчиками. В конце концов, греческая компания обанкротилась, и в марте 1976 года судно досталось SHI и получило название Oppama.

SHI, пользуясь своим законным правом владельца, продала Oppama гонконгской компании Orient Overseas Line, владельцем которой являлся магнат C.Y.Tung, поручившей верфи перестроить танкер. Планировалось добавить цилиндрическую вставку, чтобы увеличить дедвейт судна на 156 000 тонн. Работы по переоборудованию закончились через два года, в 1981 году, и обновлённое судно было передано судовладельцу под названием Seawise Giant и подняло либерийский флаг.

В результате перестройки наибольшая длина судна составила 458,45, осадка по летнюю грузовую марку - 24,611 метра, а дедвейт увеличился до рекордных 564 763 тонн (данные классификационного общества Det Norske Veritas). Количество грузовых танков возросло до 46, а площадь главной палубы составила 31 541 кв. метр. После перестройки монстр имел водоизмещение в полном грузу 657 018 метрических тонн, что наряду с его размерами сделало Seawise Giant самым большим судном, когда-либо плававшим на Земле. Правда, скорость снизилась до 13 узлов. Осадка Seawise Giant делала непроходимым для него Суэцкий и Панамский каналы и пролив Па-де-Кале.

Судно предназначалось и использовалось для перевозки сырой нефти с Ближнего Востока в США вокруг мыса Доброй Надежды. Во время одного такого рейса в период Ирано-Иракской войны, 14 мая мая 1986 года, танкер был атакован иракским истребителем. Seawise Giant следовал Ормузским проливом с грузом иранской сырой нефти. Противокорабельная ракета Exocet поразила танкер в левый борт в районе миделя. На судне вспыхнул неконтролируемый пожар и экипаж оставил его. Погибло 3 человека. Танкер сел на мель недалеко от иранского островка Ларак и был объявлен затонувшим.

Сразу по окончании войны в Персидском заливе затонувший Seawise Giant был куплен норвежской компанией Norman International, скорее всего из соображений престижа, поднят и переименован в Happy Giant. После подъёма, в августе 1988 года, он поднял норвежский флаг, и его отбуксировали в Сингапур, где он и прошёл ремонтно-восстановительные работы на верфи Keppel Company. В частности, было заменено около 3,7 тысяч тонн корпусных конструкций. Ещё до вступления в эксплуатацию в октябре 1991 года, ULCC был продан норвежской судоходной компании Loki Stream AS, владельцем которой являлся Jørgen Jahre, за 39 миллионов долларров США, и покинул верфь под новым названием Jahre Viking.

После принятия законов, запрещающих заход танкеров без двойного борта в порты США и Европы, в 2004 году, Jahre Viking в очередной раз поменял хозяина и название. В марте того же года он был куплен норвежской компанией First Olsen Tankers Pte. Ltd. и переименован в Knock Nevis. С этого момента его карьера, как транспортного судна, окончилась. В Дубаи ULCC был переоборудован в танкер-хранилище сырой нефти (FPSO - Floating Production Storage & Offloading) и поставлен на якорь на морском месторождении нефти Al Shaheed вблизи побережья Катара.

К 2010 году подошёл срок окончания эксплуатации Knock Nevis. Он был продан компании Amber Development Corporation для дальнейшей утилизации. Новый хозяин переименовал Knock Nevis в Mont и поднял на нём флаг Сьерра-Леоне. В декабре 2009 он совершил свой последний переход к берегам Индии. 4 января 2010 года Mont был выброшен на берег у индийского города Аланг, штат Гуджарат, где его корпус в течение года был разделан на металл.

Один из 36-тонных становых якорей гиганта был сохранён и ныне выставлен в экспозиции Морского музея в Гонконге.