Знаменитые скульпторы древней греции. Каковы особенности древнегреческое скульптуры

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая… создается из образов, набросанных разумом». Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты?

Эта порода гранита, а скульптурная или горная форма имеет форму бюста. Размер статуи от верхней части головы до середины ствола составляет ровно 150 метров. Если мы признаем, что это работа чьих-то рук и технологий, тогда есть большая проблема и дюжина, если не несколько десятков вопросов, которые на самом деле не видят разумного ответа. Бюст, по слухам, насчитывает 10 000 лет. Бюст был исследован и сфотографирован итальянским геологом Анджело Питони, чье звание профессора, и открытие состоялось в этом году.

Клаус Дона покрывает нас подобными откровениями. Но действительно ли они находят подтверждение в жестких фактах? У Питона и его повторных откровений до дона Калуса у нас большая проблема. Исключая естественное происхождение этого явления, мы сталкиваемся с вопросом: кто мог бы сделать такой великий каменный памятник 12 000 лет назад?

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Если вы посмотрите на лицо крупным планом, вы обнаружите, что у женщины нет особенностей эу-веревки. Кто-то скажет ничего странного, мы в Африке. Согласен, но здесь нет никаких следов какой-либо старой цивилизации. Был бронзовый век в Европе и Азии, и лицо женщины не было лицом африканских фигур. Какие инструменты были сделаны, и с какой целью в пустыне есть скульптура в скале. Скульптура связана с южноамериканским искусством или азиатской культурой. Но в обоих случаях мы сталкиваемся с вопросом о том, как памятник был заминирован в скале.

Это даже менее вероятно, чем строительство первых фермеров храма Наве на Гобекли Тепе. Это искусство древней Атлантиды? Или артефакт из более ранней утраченной культуры? Предположительно в Сьерра-Леоне на алмазных рудниках, на которых работали Анджело Питони, рабочие передавали племенные легенды, согласно которым бог, безумный ангелам, выругал их в камень и бросал их на землю. Бог создал этот камень с Каменного Неба и Светящихся Звезд. Скала неестественно голубая, потому что она является частью Каменного Неба.

http://historic.ru/lostcivil/greece/gallery/stat_001.shtmlЛучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII-VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Вот еще туристическая туристическая информация о Леди Мали из Лур-Маунтин

Речь идет о некоторых исследованиях, проведенных в Вене, чтобы подтвердить, что это неестественный камень, а не гранит, но штукатурка. Он похож на скульптуру женского бюста, но является шедевром природы. Этот необычный образ красивого женского лица и фигуры был высечен в скале ветреной эрозией на протяжении веков. Согласно легенде, леди Мали обманула своего мужа в пятницу, в священный день, и Бог наказал ее, выкрикивая каменную статую.

На самом деле, если мы посмотрим на других фотографов в горах, мы заметим, что это естественно или, по крайней мере, незакончено. Но гранит - если это не ложь, что это гранитная скала - закончится таким образом? На других фотографиях мы также замечаем, что скала вообще не голубая.

Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.

Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира.

На этой фотографии вы можете ясно видеть, «Скульптура» - это случайная доска с разными углами ориентации. Он находится в 7 км от префектуры Мали. Возможно, если бы испытания камня в институтах Рима, Женевы или Вены когда-либо имели место, и если такой результат будет написан в Интернете, это фактически будет официально подтверждено этими институтами. Вы всегда можете сделать еще один тест на камень из этого камня. Если нет, это крутые мелочи в последние дни праздника.

Значительное дополнение - отправил Станислав

Дали-дель-Мали долгое время. Состав злаков, злаков, злаков, злаков, злаков, злаков и злаков. Всегда в Сьерра-Леоне, на той же земле, где пиониты нашли Скистоун, он также нашел статуэтки деформированных людей, которых местные жители называют «Номоли». Питони сказал, что, основываясь на анализе, они относятся к двенадцати тысячам лет назад.

Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых - отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с - целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют «Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» - по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре.

Если вам интересно, если вы на 77%, и вам придется ждать следующей остановки, обертывания, обертывания, соды. Черты женской фигуры определенно индоевропейские, в частности, хорошо подобранный тип короны на голове и одеваются как королевские одежды. Следует также подчеркнуть, что идеальное моделирование головы и позвоночника и почти идеальное состояние скульптуры. Эта скульптура была обнаружена и исследована некоторыми исследователями, которые не совсем верят в эффект ветровой эрозии как естественной причины этой резьбы.

Самый большой секрет заключается в том, что скульптура была создана, потому что даже ребенок понимает, что это успешная человеческая скульптура, не говоря уже о том, что испытания не показали никакой характеристики ветровой эрозии. Скульптура также изучалась доктором Мусой Курумом, археологом и директором Национального музея в Гвинее. «Дамы Мали» подвешены высоко над головокружительной пропастью и лучше всего сохраняются на западной стороне, так как она более защищена от погоды, чем с востока. Голова высотой около 25 метров, а вся скульптура составляет около 150 метров, а под ней скала простирается от основания до вершины еще на 200 метров.

Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же «Копьеносца». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный - воплощение греческих идеалов.

На основании анализа брадисеизма было установлено, что минимальный возраст скульптуры составлял 000 лет. Географический анализ показывает, что эта скульптура было много лет назад, когда вода перемещается ближе к вершине, где есть «Леди Мали», потому что они, кажется, особенно кованых родов скалы, который наклонен в направлении водной поверхности может быть океаном или большим озеро. Кроме того, «Леди Мали», по-видимому, логически связана с «Скистоном», поэтому границы древней цивилизации, простирающейся от Гвинеи до Сьерра-Леоне, начиная с 500 000 лет назад.

В отличие от своего современника Поликлета, Мирон любил изображать свои статуи в движении. Вот, например, статуя «Дискобол» (V в. до н.э.; Музей Терм. Рим). Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда тот замахнулся тяжелым диском. Его захваченное движением тело изогнуто и напряжено, как готовая развернуться пружина. Под упругой кожей отведенной назад руки взбугрились тренированные мускулы. Пальцы ног, образуя надежную опору, глубоко вдавились в песок. Статуи Мирона и Поликлета были отлиты из бронзы, но до нас дошли лишь мраморные копии с древнегреческих оригиналов, сделанные римлянами.

Анджело Питони, к сожалению, мертв, поэтому другим энтузиастам будет сложно разгадать тайны его открытия. «Леди Мали» представлен как однозначному гигантские чучела женской фигуры с головой в своем роде корону, вырезанный на огромную стене гранита, который в древние времена, возможно, был каменистым берегом озера или учитывая тот факт, что он стоит перед Атлантикой. В особенности женской фигуры, безусловно, индоевропейская, и, в частности, влияет на царское и внушительное выражение, которое хорошо сочетается с родом короны на голове и с похожим на царственную тунику.

Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего мраморной скульптурой Парфенон. В его скульптурах особенно отражено, что боги в Греции есть не что иное, как образы идеального человека. Лучше всего сохранилась мраморная лента рельефа фриза длиной 160 м. На ней изображено шествие, направляющееся в храм богини Афины - Парфенон.

Также важно подчеркнуть идеальное моделирование головы и спины, а также их очень хороший статус сохранения. Некоторые скульпторы уже открыли эту скульптуру, которая невероятно считала, что это эффект ветровой эрозии, и это, безусловно, величайшая тайна, поскольку даже ребенок понимает, что это прекрасная человеческая скульптура, не полагаясь на анализ отсутствие факторов ветровой эрозии, и не говоря уже о том, что скульптура также изучалась доктором Мусой Курумой, археологом и директором Национального музея Гвинеи. «Мали Дама» находится на высокой ровной скалистой стене над головокружительным оврагом и лучше всего сохранится на западной стороне, поскольку она более защищена от погодных условий, чем восточная сторона.

Скульптура Парфенона сильно пострадала. А «Афина Парфенос» погибла еще в глубокой древности. Она стояла внутри храма и была несказанно прекрасна. Голова богини с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, шея и руки были сделаны из слоновой кости, а волосы, одежда, щит и шлем были вычеканены из листов золота. Богиня в образе прекрасной женщины - олицетворение Афин.

Лицо выглядит с юга на юго-восток, слегка указывая на большую окружающую долину, и, как ни странно, вся скульптура отличается от геологической формации, частью которой она является. Камень, на котором высечена «Леди Мали» является появление гранита с промежуточной неисправности, которая делит его на две части с брадисейсм, что толкает вверх по стене, где находится скульптура и толкает вниз на противоположной стороне, Скользящий эффект, вызванный брадизмами, составляет несколько сотен метров, поэтому часть горных пород, содержащая «Дама-дель-Мали», намного выше, чем остальная часть горы.

http://historic.ru/lostcivil/greece/gallery/stat_007.shtmlМножество историй связаны с этой скульптурой. Сотворенный шедевр был настолько велик и знаменит, что у его автора сразу появилась множество завистников. Они пытались всячески насулить скульптору и искали разные причины по которым можно было бы обвинить его в чем-нибудь. Говорят, что Фидия обвиняли в том, что тот якобы утаил часть золота, данного как матерьял для убранства богини. В доказательство невиновности Фидий снял со скульптуры все золотые предметы и взвесил их. Вес в точности совпал с весом данного на скульптуру золота. Тогда Фидия обвинили в безбожии. Причиной этому послужил щит Афины. На нем был изображен сюжет битвы греков с амазонками. Среди греков Фидий изобразил себя и любимого им Перикла. Изображение Фидия на щите и стала причиной конфликта. Несмотря на все достежения Фидия, общественность Греции смогли настроить протев него. Жизнь великого скульптора заканчилась жестокой казнью.

В результате работа была вылеплена до начала брадизма и, следовательно, намного ниже текущей позиции. Короче говоря, Питони заявил, что, основываясь на анализе типа брадизма, минимальный возраст скульптуры составляет 000 лет. Анализируя географическую структуру, в которой есть, у нас есть идея, что эта скульптура была сделана в далекие времена, когда вода доходила возле горы, где есть «Леди Мали», так как это, кажется, специально скульптурные на виду скалы, чтобы посмотреть на участок воды, возможно, океан или большое озеро.

Это на самом деле очень возможно, так как существуют материальные археологические находки существования высокоразвитых цивилизаций в то время в мире, о чем свидетельствуют многочисленные погруженных структур у берегов Кубы и огромной структуры погружного Йонагуни, оба из которых являются результатом передовых цивилизаций, разработанных в последний ледниковый период, который идет от 500 до 000 лет назад. На данный момент существует очевидное существование в тех районах Африки древней цивилизации, которая была забыта, возможно, просто Атлантидой, из которой есть большие следы бетона, такие как остатки искусственных материалов и гигантская скульптура, обнаруженная Анджело Питони, Анджело Питони, к сожалению, мертв, поэтому другим придется раскрыть тайны его открытий.

Достижения Фидия в Парфеноне были не исчерпующими для его творчества. Скульптор сотворил множество других произведений, лучшими из котрых стали колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе примерно в 460 г. до н.э., и не менее огромная фигуры из слоновой кости и золота Зевса для храма в Олимпии. К сожалению, более не существует подлинных работ, и мы не можем увидеть своими глазами великолепные произведения искусства Древней Греции. Остались лишь их описания и копии. Во многом тому причиной послужило фанатичное уничтожение статуй верующими христианами.

Находясь на Ближнем Востоке, искусство керамики достигает в Древней Греции высокого уровня художественного качества, являясь свидетельством жизни и культуры древних греков. Количество греческих керамических предметов, которые напоминают, огромно, но это только часть производства того времени.

Простые украшения, которые приспосабливаются к форме объектов. И характеризуется меандрами, треугольниками и другими геометрическими фигурами. Восток меньше привлекает производство керамики, чем Греция, но живопись и скульптура более реалистичны и более тонко настроены.

Так можно описать статую Зевса для храма в Олимпии: Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи - тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины - знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ - перекинут через левое плечо. Венец, борода Зевса были из сверкающего золота.

Это влияние приводит к следующему ряду причин: святых, грифонов, львов и т.д. что касается человеческих представлений, они появляются главным образом в битве или охотничьих сценах. Мы наблюдаем возобновление более старых причин, таких как прокрутка воинов. Делает свое образное оформление: фризы с животными: лошади, олени, козы и т.д. который чередуется с геометрическими мотивами. Медленно декор стал более сложным. Самые известные представления - это те, которые обнаружены на объектах, обнаруженных в Дипилоне, одном из кладбищ в Афинах, где представлены воины, которые сражаются или совершают похороны.

Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Сочетание телесной красоты и доброты души подчеркивало его божественную идеальность. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света».

Был также идентифицирован один из художников той эпохи, так называемый Мастер Дипилона, чьи украшения были определены главным образом на монументальных амфорах. Появляются мифологические представления, вероятно, вдохновленные работами Гомера. На искусство керамики сильно влияет восточное искусство. Появляется черный стиль, изобретенный в Коринфе и возобновленный Афинами, что приводит к его пику. Он характеризуется представлением черных фигур на красноватом фоне глины и разрезами. Красный стиль. В частности, выделяются женские и мужские тела.

Работы всех трех скульпторов были схожи тем, что все они изображали гармонию красивого тела и заключенной в ней доброй души. Это было основным направлением того времени.

Конечно, нормы и установки в греческом искусстве менялись на протяжении истории. Искусство архаики было более прямолинейным, в нем отсутствовала полная глубокого смысла недоговоренность, которая восторгает человечество в периоде греческой классики. В эпоху эллинизма, когда человек потерял ощущение устойчивости мира, искусство утратило свои старые идеалы. В нем стали отражаться чувства неуверенности в будущем, царящие в общественных течениях того времени.

Одно объединяло все периоды развития греческого общества и искусства: это, как пишет М. Алпатов, особое пристрастие к пластике, к пространственным искусствам. Подобное пристрастие объяснимо: огромные запасы разнообразного по расцветке, благородного и идеального материала - мрамора - представляли широкие возможности для его реализации. Хотя большинство греческих скульптур выполнялось в бронзе, так как мрамор был хрупок, однако именно фактура мрамора с его цветом и декоративностью позволяла с наибольшей выразительностью воспроизводить красоту человеческого тела. Поэтому чаще всего «человеческое тело, его строение и податливость, его стройность и гибкость привлекали к себе внимание греков, они охотно изображали человеческое тело и обнаженным, и в легкой прозрачной одежде».

Любопытную гипотезу относительно античного греческого чуда нашла в блоге скульптора Найджела Констама (Nigel Konstam): он считает, что античные статуи являлись слепками с живых людей, поскольку иначе невозможно объяснить столь быстрый переход от изготовления статичных статуй египетского типа к совершенному реалистическому искусству передачи движения, который происходит в промежутке от 500 до 450 года до н.э.



Свою гипотезу Найджел подтверждает исследованием ступней античных статуй, сравнивая их с гипсовыми отпечатками и восковыми отливками, сделанными со стоящих в заданной позе современных натурщиков. Деформация материала на ступнях подтверждает его гипотезу, что греки не делали статуи, как раньше, а стали использовать вместо них слепки с живых людей.
Впервые об этой гипотезе Констама узнала из фильма "Афины. Правда о демократии", поискала материал в интернете и вот что нашла.

Найджел снял видео с объяснением своей гипотезы относительно античных слепков и его можно посмотреть здесь http://youtu.be/7fe6PL7yTck на английском языке.
Но давайте сперва посмотрим на сами статуи.

Античная статуя куроса архаичной эпохи примерно 530 год до н.э. кажется скованной и напряженной, тогда еще не был известен контрапост - свободное положение фигуры, когда равновесие покоя создается из противоположных друг другу движений.



Курос, фигура юноши, начала V века до н.э. выглядит чуть более динамично.

Воины из Риаче, статуи второй четверти V века до н.э. 197 см высотой - редчайшая находка оригинальной греческой скульптуры классического периода, большая часть которой известна нам по римским копиям. В 1972 году занимавшийся сноркелингом римский инженер Стефано Мариоттини нашел их на дне моря у побережья Италии.

Эти бронзовые фигуры отлиты не целиком, их детали скреплялись как конструктор, что позволяет узнать гораздо больше о технике создания скульптур того времени. Их зрачки сделаны из золотой пасты, ресницы и зубы из серебра, губы и соски из меди, а глаза с использованием техники инкрустации костью и стеклом.
То есть в принципе, несколько раз измененные, как выяснили ученые, некоторые детали статуй слепками с живых моделей, пусть и увеличенными и усовершенствованными, вполне могли быть.

Именно в процессе исследований деформированных силой тяжести ступней Воинов из Риаче скульптору Констаму в голову пришла эта идея слепков, которыми, возможно, пользовались античные скульпторы.

При просмотре фильма "Афины. Правда о демократии" меня заинтересовало, как чувствовал себя достаточно пушистый натурщик, с которого снимали гипсовую форму, ведь многие, кому приходилось носить гипс жаловались, что его больно снимать, потому что приходится отдирать волосы.

С одной стороны, имеются источники, из которых известно, что в Древней Греции не только женщины, но и мужчины-атлеты удаляли волосы на теле.
С другой, именно волосатостью они отличались от женщин. Недаром в комедии Аристофана "Женщины в народном собрании" одна из героинь, решивших отобрать у мужчин власть говорит:
- А я так первым делом бритву бросила
Подальше, чтоб шершавой и кудлатой стать,
Не походить ни чуточки на женщину.

Получается, что если волосы мужчины и удаляли, то скорее всего те, кто профессионально занимался спортом, а именно такие натурщики и нужны были скульпторам.

Почитала, тем не менее, о гипсе и выяснила, что еще в древности существовали способы борьбы с этим явлением: когда делали маски и слепки, тело натурщиков намазывали специальными масляными мазями, благодаря которым гипс снимали безболезненно, даже если на теле были волосы. То есть техника слепков не только с мертвого, но и с живого человека в древности действительно была хорошо известна еще в Египте, однако, именно передача движения и копирование человека не считалось там красивым.

Но для эллинов прекрасное человеческое тело, совершенное в своей наготе, представлялось величайшей ценностью и объектом поклонения. Возможно поэтому в использовании слепков с такого тела для изготовления произведений искусства они не видели ничего предосудительного.



Фрина перед ареопагом. Ж.Л.Жером. 1861, Гамбург, Германия.
С другой стороны, вполне могли обвинить скульптора в нечестии и оскорблении богов потому, что для статуи богини в качестве натурщицы он использовал гетеру. В случае с Праксителем обвинили в безбожии Фрину. Но разве ему бы согласилась позировать не-гетера?
Оправдал ее ареопаг в 340 г. до н.э., впрочем, после того, как во время речи в ее защиту оратор Гиперид предъявил оригинал - обнаженную Фрину, сдернув с нее хитон и риторически вопросив, как может такая красота быть виновна. Ведь греки считали, что прекрасное тело обладает не менее прекрасной душой.
Возможно, что и до него Праксителя богинь изображали обнаженными, а нечестием судьи могли посчитать то, что слишком уж богиня похожа на Фрину, как бы один в один, а обвинение самой гетеры в безбожии было только предлогом? Может, они знали или догадывались о возможностях работы с гипсовыми слепками с живого человека? И тогда мог возникнуть ненужный вопрос: кому они поклоняются в храме - Фрине или богине.

С помощью работы с фотографией современный компьютерный художник "оживил" Фрину, то есть, конечно, статую Афродиты Книдской, а конкретнее - ее копию, поскольку оригинал до нас не дошел.
А, как нам известно, статуи древние греки раскрашивали, так что вполне может быть, что гетера могла бы так выглядеть, если бы кожа у нее была чуть желтоватой, за что ее по некоторым источникам и прозвали Фриной.
Хотя в данном случае наш современник соревнуется с Никием, художником, конечно, а не полководцем, на которого ведет неверная ссылка в Википедии. Ведь на вопрос, какие свои произведения Пракситель считает самыми лучшими, он по легенде отвечал, что те, которые раскрашены Никием.
Кстати, эта фраза оставалась долгие века загадочной для тех, кто не знал или не верил в то, что законченные греческие скульптуры не были белыми.
Но мне кажется, что сама статуя Афродиты вряд ли была раскрашена именно так, потому что ученые утверждают, что греки их раскрашивали достаточно пестро.

Скорее, примерно так, как раскрашен Аполлон с выставки Пестрые боги "Bunte Götter".

И представьте, как странно чувствовал себя натурщик, когда видел, как ему в образе бога поклоняются люди.
Или не ему, а его копии, которую художник пропорционально увеличил, ярко раскрасил и исправил мелкие физические несоответствия и недостатки в соответствии с каноном Поликлета? Это твое тело, но больше и лучше. Или уже не твое? Мог ли он верить, что сделанная с него статуя - это статуя бога?

В одной из статей прочитала также об огромном количестве гипсовых заготовок в античной греческой мастерской для копий, приготовленных для отправки в Рим, которые обнаружили археологи. Может, это были в том числе и слепки с людей, а не только со статуй?

Не стану настаивать на заинтересовавшей меня гипотезе Констама: конечно, специалистам виднее, но то, что слепками с живых людей и частей их тела античные скульпторы, как и современные, пользовались сомнения не вызывает. Неужели можно подумать, что древние греки были такие глупые, что, зная о том, что такое гипс, не догадались бы?
Но как вы думаете, делать копии живых людей - это искусство или обман?